Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Хождение по водам

Причащаемся мы Святых Христовых Таин именно так, как утопавший Пётр смотрел на Христа и просил его спасти. И в Таинстве Евхаристии Бог нам простирает Свою милующую десницу, и мы тотчас причаливаем к мирной пристани, к берегу спасения в вечности, где всё светло и чисто, торжественно и чудно.

00:19:25
Хождение по водам
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Сегодня мы слышали, дорогие братья и сестры, как апостолы, с детства приученные всегда пребывать в трудах, никогда не остававшиеся в праздности, суровым физическим трудом добывавшие себе хлеб насущный, по повелению Господа, у Которого они были в полном послушании, словно дети у Отца, – заботливого, но строгого – отправились на баркасе к противоположному берегу обширного Галилейского озера, иногда называемого морем, и были застигнуты непогодой. Евангелист говорит о том, что ветер был противный, то есть препятствовал труженикам, употреблявшим весла для поступательного движения небольшого судна. Волнение увеличивалось с каждой минутой, и положение вскоре стало отчаянным, поскольку волны стали наполнять судно. Кто-то вычерпывал воду, кто-то изо всех сил грёб, но опытные и с детства знавшие коварство водной стихии ученики почувствовали, что смерть у них перед глазами.

И вдруг они видят своего Учителя. Перед Ним они привыкли благоговеть, молчать в Его присутствии или с трепетом задавать Ему вопросы, но увидеть Его идущим по волнам было совершенно не то что непривычно, а страшно. Может быть, это вовсе не Он, но какое-то привидение, мираж, призрак? Какие только ужасы не обступают людей, близких к смерти. Апостолы вскричали от страха. «Аз есмь, не бойтеся!» (Мф. 14, 27), – услышали они голос Христа Искупителя, и тотчас в их сердца вселились Божественный покой, мир и отрада. Действительно, только Бог может свершать такие изменения в человеческом сердце. Отступили отчаяние и ужас, и Пётр, самый пылкий и решительный, вне себя от радости просит дозволения выйти навстречу Христу. «Иди» (Мф. 14, 29), – Спаситель поддерживает его дерзновение, и Пётр вступает на воды, как на твёрдую землю, делает несколько шагов и переводит взор с лика Спасителя, от которого исходит Божественный свет, благость, всемогущество, премудрость, на пенящиеся свирепые волны, вздымающиеся окрест, и тотчас под его стопами разверзается бездна. «Господи! спаси меня» (Мф. 14, 30), – утопая, Пётр вновь утверждает свои глаза на Спасителе, а Тот простирает десницу, и во мгновение ока апостол оказывается не только в корабле, но и на самом берегу – баркас входит в тихие прибрежные воды. «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31), – с мягким упрёком Спаситель обращается к Своему ученику, а все прочие, не понимая происходящего, от избытка сердца произносят: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 32).

Многие художники, в том числе И. К. Айвазовский, старались запечатлеть этот выразительный евангельский сюжет. И сам по себе он, как картина, запечатлевается на холсте души внимательно читающего Евангелие и остаётся там навсегда, даруя нам сущностное, глубинное понимание нашего земного бытия. Ещё в глубокой древности, до пришествия Спасителя, мыслитель изрёк: «Всё течёт (как Галилейское озеро в непогоду), всё меняется». И каждый из нас имеет свой неповторимый жизненный опыт, но каждый согласится, что нет здесь ничего постоянного. Сменяется день ночью, и это как будто волны – светлая и темная волна. Сменяется неделя неделей, месяц месяцем, вслед за прошедшим годом наступает новый, но мы колеблемся на этих волнах, то ли, как птицы на воде, то ли, как апостолы, вместе собранные в утлой лодчонке. Иногда вроде возвращается спокойствие, штиль, а иногда так штормит, что не знаешь, куда податься и на чём остановить взор.

И как бы ни желал человек закрепиться в этой жизни, как бы ни желал обрести основание в своём земном житии-бытии, как бы ни искал такой крепкой башни, в которой бы он мог спрятаться от коловращения бытия, – и там, в этой башне настигнет его изменение. И иногда мы вынуждены с горечью признать, что близки к кораблекрушению – всё течёт, всё изменяется не только вокруг нас, но и внутри нас самих. Колеблются наши помыслы, изменяют нам наши чувства, тело подаёт тревожные сигналы. И ищешь точку опоры – не для того, чтобы перевернуть мир, а чтобы самому, как ванька-встанька, не опрокинуться навзничь.

Люди, не склонные делать никаких выводов, ищущие смысла жизни в ней самой (такое глупое изречение), мучаются всю земную жизнь, не имея надежды на обретение в вечности тихой пристани. А мы от безвыходности, от отчаяния, от немощи своей, подобно Петру, обращаем взор на Искупителя, Бога во плоти, Того, Кто есть камень краеугольный и драгоценный, Того, Кто является единственным основанием жизни всех людей и каждого из нас в отдельности.

Мы осматриваем черты своего лица в зеркале, мы смотрим то с надеждой, то с малодушием на ближних, мы взираем в завтрашний день – что он нам готовит? Но когда становится совершенно невмоготу, вновь, как апостолы, устремляем всё наше существо к Спасителю и, встретив на себе Его взор, вдруг посреди бури, шторма, уныния и беспросветного отчаяния обретаем тот покой, который обретает дитя на руках любящего отца. У нас вдруг появляется дерзновение, мы в восторге, не помня себя, говорим: «Повели мне прийти к Тебе» (Мф. 14, 28). И вот, опьянённые надеждой и любовью, ступаем по волнам житейского моря, которое нам по колено. И не дай Бог эту дерзновенную веру опять сменить трезвым расчётом и житейской мудростью.

Но сегодняшнее евангельское чтение учит нас утвердить наши мысли и чувства, наши надежды и чаяния на Нём, Христе Искупителе. Это чтение говорит о том, что главным стержнем нашего бытия является заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10, 27). И ответ на неразрешимые вопросы, которые возникают в нашем воспалённом рассудке, содержится в том, что мы слышали: «Яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему» (Пс. 122, 2), «Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся» (Пс.15, 8).

Действительно, главный труд христианина в течение дня и части ночи в том, чтобы поднимать свой взор к Спасителю – милостивному, великодушному, знающему о нас совершенно всё: и о том, что было вчера, и о том, что происходит сегодня, и о том, что будет завтра. И в этом-то устремлении внутреннего взора ко Христу мы обретаем не просто точку опоры, не просто основание нашего бытия, но мы соприкасаемся с вечностью и становимся непоколебимыми, как столб, поддерживающий своды храма.

Так сказано в Книге Откровения: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего, и он уже не выйдет вон» (Откр. 3, 12). Упование, надежда, устремление, молитва, благодарение, покаяние, любовь ко Христу есть якорь, который бросает душа и обретает спокойствие и тишину, непоколебимость во всех превратностях земной жизни. И это не какая-то восточная самоуспокоенность, не какое-то равнодушие к страданиям этого мира, но это живое единение с Господом Всемогущим, Всеблагим и Всепремудрым.

И причащаемся мы Святых Христовых Таин именно так, как утопавший Пётр смотрел на Христа и просил его спасти. И в Таинстве Евхаристии Бог нам простирает Свою милующую десницу, мы тотчас оказываемся вместе со всеми нашими друзьями и единомышленниками в церковной ладье, тотчас причаливаем к мирной пристани, к противоположному берегу спасения в вечности, где всё светло и чисто, торжественно и чудно. И главная наша задача – не терять этого Божественного дара, не осуетиться, не разменять золотого слитка богообщения на гнутые медяки каких-то земных и суетных интересов. По Причащении нужно пребывать, как младенец на руках родителя, во внутреннем собеседовании со Христом, уподобиться мудрой деве, которая затворилась в чертоге, взирает на Жениха и радуется той радостью, которую дарует ей Господь.

И если мы будем пытаться утвердиться в этом вышеестественном богодарованном устроении, то, сами того не желая, принесём великую пользу окружающим нас нашим близким, многие из которых откровенно идут ко дну, потому что не читают Евангелие, а если и читают, то пропускают мимо ушей и мимо своего сердце это священное повествование.


Сегодня, милостию Божией, у нас полный храм, как на Пасху. Причащение Святых Христовых Таин свершаем из трех Чаш. По Причащении сохраняем благоговение и тишину, выходим на свежий воздух, там употребляем теплоту, просфору. И будемте по окончании Литургии совершать отпевание новопреставленной монахини Александры, которая, верим, обрела тихую пристань благодаря своей сердечной вере и любви к Искупителю.

Картина: И. Айвазовский, «Хождение по водам».
И. Айвазовский, «Хождение по водам»
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные