Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Апостолы Пётр и Павел

В цикле передач «Лето Господне» – о духовном смысле празднования памяти апостолов Петра и Павла. Почему эти, столь разные, люди чтятся вместе? Какие их личные качества должны стать для нас примером?

00:17:57
Апостолы Пётр и Павел
Протоиерей Артемий Владимиров

Дорогие друзья, за плечами у нас остался Апостольский, или Петров, пост, который, милостию Божией, сохраняется только в тех поместных Православных Церквах, что верны словно солнцу церковному юлианскому календарю. И мы с вами действительно наслаждаемся этим великим временем, вспоминая ту самую причину, ради которой в глубокой древности был введён этот пост в преддверии праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. А какова причина установления этого поста?

В книге Деяний апостольских мы обнаруживаем, что 12 избранных учеников Спасителя пребывали в посте и молитве, прежде чем возложить руки на своих сотрудников, которых Дух Святой должен был отделить для благовестнических путешествий. К числу таковых соратников великих апостолов принадлежали святые Варнава, Сила, Марк – всё это ученики первоверховного апостола Павла. Стало быть, и для нас пост очень полезен, потому что, несколько утесняя тело и ограничивая его потребности, давая свободу духу, мы обретаем возможность и молиться со вниманием, сердечно, и вместе с тем выражать нашу мысль, слово простое, ясное, прекрасное, которое необходимо каждому из нас для служения ближним в духе любви и истины.

Но вот завершился этот малый летний пост, и мы взираем духовными очами на двух во Христе братьев – святых Петра и Павла, которые, по преданию, скончались в 60-х годах после Рождества Христова в Вечном городе – в Риме, приняв смерть мученическую. Они и поныне являются своего рода «часовыми любви», молитвами которых держится самая вселенная, так что, в соответствии с древними стихами Псалтири, «во всю землю изыде вещание» святых Петра и Павла «и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18: 5).

Вспомним Петра, который, превосходя других апостолов возрастом и жизненным опытом, отличался особой горячностью, стремительностью. Когда ученики занимались рыбной ловлей и на берегу показалась фигура Незнакомца, а девственный Иоанн Богослов узрел в Нём Господа, Пётр, нимало не раздумывая, бросается с корабля, чтобы как можно скорее достичь берега и припасть к стопам возлюбленного Учителя, от Которого по малодушию отрекся, но Который восстанавливает его, а в награду даёт горячие слезы о собственном недостоинстве.

И дай Бог, чтобы нам заимствовать у апостола Петра эту живость и стремительность духа, горячность в покаянии, в свершении дел милосердия. Потому что нынешние христиане часто бывают теплохладными, замедленными, расслабленными – им не хватает той духовной бодрости, того радования о Христе, которое слышится в словах Симона Петра, выставившегося из ряда прочих апостолов: он в ответ на вопрос Спасителя: «А вы за кого почитаете Меня?» – от имени всех прочих сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Это Петрово исповедание, соделавшее его каменным – крепким, как камень, – и благодаря которому Петр получил, как и прочие апостолы, благодатные ключи священства, это исповедание живет в Церкви, живет в наших устах и сердцах всякий раз, когда мы в тайне души обращаемся к Спасителю и призываем Его всесвятое имя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…» – и затем добавляем молитву мытаря: «…милостив буди ми, грешному!», «…помилуй мя, грешнаго!»

Соответственно, если кто-то из нас чувствует это пленение лености, замедленности действий, нежелание взнуздать как следует собственное тело, то хотелось бы, чтобы искорка благодати Святого Духа всегда оживляла наши начинания, освящала наши помыслы, содействовала добрым предпринимаемым нами делам. Необходимо спрятать в сердце исповедание Петрово – пусть оно сияет там как жемчужина, а мы, привлекаемые лучами этого духовного света, на всякое время и во всяком месте будем призывать Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И эта молитва станет для нас или посохом, или сосудом с холодной водою, или небесным хлебом, который укрепляет наши душевные и телесные силы. Эта молитва для боголюбца бывает и воздухом, и светом, и отдыхом, и одеждой, и щитом, и мечом, в чем убеждает нас сам святой Петр, который мученически пострадал за Господа, почел за счастье пролить за Него кровь и поныне своими молитвами обымает всю вселенную.

Но не забудем и первоверховного апостола Павла. Вы помните этого ученика Христова, обращённого к последованию Иисусу не человеком, не Писанием, но Божественным откровением, когда на пути в Дамаск он пал ниц, ослепленный небесным светом, и познал, что трудно ему, Савлу, идти против рожна – острия, что много он повинен пред Иисусом, Которого гнал, терзая первенствующую Церковь, мучая братий и сестер, предавая мучениям последователей Господа. И он крестился и укрепился, приняв дар Святого Духа.

Наследник исключительных духовных дарований, восхищенный даже до третьего неба, умевший говорить на иных языках, обладатель дара пророчества и истолкования пророчеств, устроитель Церкви, знаток падшего человеческого сердца, Павел, однако, не превозносился, подобно нам, не страдал самонадеянностью, предательским чувством собственной исключительности, но всегда, везде и всюду смирялся пред Господом своим в прах и пыль и оставил нам в наследство исповедание, о котором не дай Бог кому-то из нас забыть хотя бы на полдня: «Верно и всякого приятия достойно слово, что Господь пришел в мир грешных спасти, от них же первый есмь аз». Вот оно, нравственное исповедание апостола Павла, которое малого делает великим, слабого сильным, трусливого храбрым, нечистого целомудренным, склонного к унынию и печали исполненным жизни горней, радостной энергии.

Почему так важно для апостолов исповедовать себя последним в отношении прочих людей? Почему так важно ставить себя сзади, а не пробиваться вперед? Почему смирение имеет такие благодетельные последствия для бессмертного человеческого духа? Только потому, что гордецам, людям самопревозносящимся, склонным к осуждению, презорству, то есть пренебрежению людьми, Бог противится. Самовлюбленные нарциссы, мнящие о себе высоко, постоянно падают в яму, которую они критическим суждением о людях вырывают сами себе. И напротив – смиренным и скромным, умеющим не думать о себе высоко людям, которые уступают место сильнейшим и превосходящим их во всех отношениях – таким ученикам Христовым содействует благодать.

Апостол Павел учит нас, что мы, христиане, не должны мыслить себя отстоящими от своих братий и сестер. Чего в нём нет, так это гнилого индивидуализма и самости, как бы мы сегодня сказали. Внимательно перечитывая послания апостола Павла, а ведь у нас их целых 14, вы найдете дивные откровения о нашем единстве, союзе со Христом и во Христе. Покуда человек исповедует эгоистическую философию, почитая себя одиноким страдальцем или непризнанным, неузнанным гением в этом мире, он противопоставляет себя ближним – и таковой обречён на страдания. Но едва лишь только мы ощутим себя членами одной семьи, едва лишь только будем думать о себе как о листике, который прикреплен к общей веточке, так что все мы составляем крону дерева – я имею в виду матерь-Церковь, лозу Христа, к которой мы привиты в таинстве Крещения, – едва лишь только в нас проснется и оживёт чувство подлинного братства, единства в Господе, как наша жизнь начнёт, дорогие друзья, меняться к лучшему, и свидетель этому – святой апостол Павел. Он не жил собственными интересами, в нём не было не корысти, ни низких видов, но он созерцал все человечество в лице избранных Божиих, тех, кто пожелал принять Крещение и войти в лоно матери-Церкви, созерцал как дружную семью, в которой всё должно быть устраиваемо на основе взаимной любви и братства. Вот почему апостол Павел, как будто обращаясь к гордому XXI веку, учит нас не превозноситься над ближним, но последовать смиренным, не думать о себе высоко, но исповедовать себя последним грешником пред лицем Господа.

И если соединить эти две добродетели, о которых мы сегодня рассуждаем применительно к апостолам Петру и Павлу, – смирение Павлово и Петрову горячую веру в Иисуса Христа Богочеловека, если прибавить к скромности и самоукорению апостола Павла ещё и Петрово радостное стремление служить Господу, приближаться к Нему, держаться за края ризы Его, как говорил апостол Петр: «Господи, куда мы пойдем от Тебя? Ты имеешь глаголы живота вечного», то смирение, молитва и любовь, соединенные в нашей душе, соделают нас счастливыми, мирными, спокойными, уравновешенными, трезвомыслящими, имеющими сочувствие, сострадание, сопереживание людьми, которые носят в себе Христа.

День святых апостолов Петра и Павла завершает собою, как мы помним, летний, апостольский, пост. И дай Бог, чтобы сегодня, удостоившись причащения Святых Христовых Таин, как учит нас апостол Павел, испытав собственную совесть, приступая к единой Чаше с благоговением, мы унесли из храма благодать Духа Святого, ту благодать, которую и поныне носят в себе святые первоверховные апостолы, ту благодать, которую они свидетельствуют в своих писаниях, ту благодать, которая является истинным сокровищем и достоянием каждого православного христианина. Пусть она живой водой распространяется чрез нас, чрез наши уста и дела и напояет собою всех наших сродников, ближних и дальних. А мы, православные христиане, исповедуя себя последними грешниками, будем благоухать, по слову апостола Павла, ароматами радости, мира и любви, свидетельствуя тем самым о великой победе, одержанной Господом чрез попрание диавола и воскресение из мертвых.

Ростовая икона святых апостолов Петра и Павла.
Святые апостолы Пётр и Павел
декоративная горизонтальная черта