Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Аз есмь воскресение и жизнь»

Воскресение наше – это не нечто, что свершится с нашим телом само собою, и не собственно какое-то особое состояние нашей души, но Он, Иисус Христос, с Которым мы сейчас готовимся соединиться, приняв Его Животворные Плоть и Кровь, – Он и есть наша вечная жизнь и наше воскресение.

00:10:05
«Аз есмь воскресение и жизнь»
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь. Со вчерашнего вечера Мать Церковь готовит нас к сегодняшнему великому дню, когда Господь явил полноту Своих всемогущества и благости, восставив от мертвых друга Своего, Лазаря, во удостоверение и собственного Воскресения, и нашего грядущего воскрешения, и собрания пред Его Престолом всех чад Матери Церкви.

Те, кто внимательно вчера слушали каноны повечерия и утрени, не могли не подивиться глубине проникновения в тайну жизни и смерти церковных гимнографов. В этих канонах было представлено собеседование ада и Лазаря, воскрешённого Божией десницей. И ад, преисподняя, как живое существо, говорил Лазарю: «Я в движении, я в волнении, не могу больше держать Тебя в себе, изблюю Тебя и предчувствую, что останусь совсем пустым, потому что, раз Ты расторгнешь власть смерти и избавлен будешь от моей вечной власти, значит, и все прочие, в недре моём содержимые, будут изведены оттуда Тобой, Христом Владыкой».

И это – подлинное таинство победы жизни над смертью, победы, явленной нам всемогущей десницей милостивого Христа Искупителя, Который продолжает ещё несколько дней сокрывать Свое Божественное величие под завесой немощной плоти. Более того, явив Себя как будто бы беспомощным, Он отдает Себя в руки Своих сопротивников, ничего не говорит, не делает вопреки, но становится живой язвой за нас, восходит на Крест, занимая наше, каждым из нас заслуженное, место. 

Возвращаясь к сегодняшнему повествованию евангелиста Иоанна Богослова, вспомним, как совсем недавно, посетив дом Лазаря, Господь обращал внимание Марфы на Марию: «Сия избрала благую часть, и эта часть не отнимется у неё» (см.: Лк. 10, 42). Эта часть была ничем иным, как верой в Божество Господа Иисуса Христа, желанием вступить в общение с Богом, напитаться небесной манной – благодатью Духа Святого. И этого не разумела до времени Марфа, думая о величии Гостя, но не понимая, что Он и есть Хлеб Небесный, дарующий жизнь, что Он и есть воскресение и жизнь. 

И сегодня, когда Спаситель явил Свой лик безутешным Марфе и Марии, они говорили: «Господи! если бы Ты был здесь, с нами, в последние дни жизни Лазаря, не умер бы друг Твой» (см.: Ин. 11, 21). Говорили они так по ограниченности человеческой, и нам свойственной, потому что Христос Спаситель всегда пребывает с каждым из нас. И если бы у них открылись духовные очи, то они узнали бы, уверовали, что Он склонялся над безнадёжно больным Лазарем, был с ним. Об этом и свидетельствует Христос уже у гроба, откуда доносилось зловоние разложившегося тела: «Аз есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11, 25).

И каждый из нас, думая  о собственной участи, надеясь на собственное воскресение, не машинально, не бездумно же говорит: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Из ныне возглашённого Евангелия мы должны унести сегодня в сердце, что воскресение наше – это не нечто, что свершится с нашим телом само собою, и не собственно какое-то особое состояние нашей души, но Он, Иисус Христос, с Которым мы сейчас готовимся соединиться, приняв Его Животворные Плоть и Кровь, Он и есть наша вечная жизнь и наше воскресение.

Бог через нашу веру, покаяние, Причащение Святых Христовых Таин устанавливает с нами внутреннюю таинственную связь. И тот человек, который по Причащении Святых Христовых Таин своим вниманием и любовью удерживает воскресшего Христа, тот, кто не перестаёт с Ним общаться, но поддерживает с Ним невидимую связь, тот уже здесь, на земле, по вере своей, прежде кончины познает тайну воскресения души своей и будет предчувствовать тайну воскрешения своего тела.

Итак, единение христианина с Господом – это внутреннее устремление к Нему его душевных сил, желание и потребность после Причащения не смотреть направо и налево, не размышлять о прошлом и будущем, но устремлять свои очи на Царя неба и земли, Который таинственно восседает на престоле его сердца, воздавать Ему то благодарение, о котором мы читаем в молитвах ко Святому Причащению: «Господи, Ты видишь каждую слезу мою и часть слезы моей. Господи, Ты беседуешь со мною, паче всех согрешившим, как с другом Твоим, просвещаешь ум и сердце. Ты – моя светлость. Ты – моя жизнь. Ты – мое радование». Вот такой-то христианин, благоговейный ученик Христов, и познает в возможной для себя мере тайну сегодняшнего дня.

Будем сейчас приступать к Святой Чаше с благоговением, надеждой и чаянием, а главное, с готовностью по вкушении Пречистых Тела и Крови Христовых не расставаться со Христом, как, к сожалению, у большинства из нас в большинстве случаев бывает. 

А вечером мы соберёмся под сводами наших храмов, чтобы вместе с чадами Иерусалима с символами воскресения –  ветвями в руках – встречать Господа, грядущего на вольную страсть. Завтра, по обычаю праздника, две Божественные литургии – ранняя и поздняя. И с воскресного вечера мы вступаем с вами в течение Страстной седмицы, чтобы неотступно следовать за Господом, восходить с Ним на гору Голгофу, и, распинаясь с Ним любовью и верою, совосстать с Ним, воскреснуть из мёртвых силою Божию в светоносную Пасхальную ночь. С праздником!

 

Картине Михаила Нестерова
Михаил Нестеров. Воскрешение Лазаря
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные