Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Бегство в Египет

Рож­дест­венская бе­седа (вторая). Бегство в Египет – о чём оно говорит нам? О том, что мы должны сохранять тайну Святого Причащения, такую светлую и радостную, от людей, любящих грязь и нечистоту.

00:22:21
Бегство в Египет
Протоиерей Артемий Владимиров

Со светлым Христовым Рождеством всех вас, дорогие мои собеседники! Мы после долгого перерыва, встречаясь с вами уже не в аудио-, а в видеоформате, продолжаем наши размышления на Рождество Христово. И сегодня поговорим о том, как на сплошной Рождественской седмице подобает приступать желающим ревнителям и боголюбцам к Святой Чаше. Слыша слова молитвы «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос... пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз»1, мы ужасаемся поступку бесчестного Иуды-предателя и противопоставляем обманщику и предателю благочестивого разбойника; с ним солидаризируясь, соединяясь и примеряясь к его части: «Но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем»2.

Итак, со страхом Божьим, верой и любовью готовясь принять Тело и Кровь нашего Искупителя, мы исповедуем себя распятыми, сораспинаемыми со Христом-Владыкой, Который ради нашего спасения взошел на Крест. Мы приемлем, принимаем с любовью и благодарностью земной жребий, скорбь и радость, все тяготы земного бытия как наш личный крест. И, не отрекаясь от веры в Распятого и Воскресшего, просим и молим, выдыхаем, как будто из последних сил: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

А когда Господь приходит во Царствие Отца Своего с бесплотными силами и Ангелами? Приходит ли во Втором Своем пришествии или ранее? Он приходит здесь и сейчас, в самый миг, когда мы, сложив руки на груди, с благоговением принимаем от рук священника, словно от пламенеющего Серафима, умный Угль Божества, сокрытого в Теле – вине и хлебе Святого Причащения. Вера наша раскрывает нам эту недомыслимую тайну. Какую? Ту, что «Царство Небесное внутрь нас есть»3. Внутри нас – участников, причастников Божественной Евхаристии. Сам Царь неба и земли входит в нас со властию любви, если мы раскрываем чертог своего сердца в покаянии, исповедании, сокрушенной молитве, нелицемерной любви к Богу и к людям, в надежде на Его, Господа, милость и оправдание.

Итак, что же должен услышать причастник в эти светлые рождественские дни в глубинах духа своего? «Днесь будеши со Мною в раи»4  Сегодня ты вводишься, причастник, в мысленный духовный рай, Эдем. Раб благой и верный, ты входишь в радость Господа своего, ты предоставляешь Спасителю свой сердечный нерукотворный престол, на котором и подобает воссесть Великому Архиерею, прошедшему небеса путем новым и живым – путём Воскресения Своего, туда, где Безначальный Отец и Дух Святой — в горний мир. И этот горний мир становится нашим достоянием, потому что Бог творит из нашего сердца обитель, обитель — место Своего пребывания — Отца и Сына и Святого Духа.

Итак, наше сердце превращается, Богом претворяется в Вифлеемский вертеп, пещеру, в котором Богомладенец почивает, как в яслях, в пазухе нашего смирения и любви. А где Богомладенец, там и Пречистая Его Матерь, подарившая Ему, Своему Сыну, плоть и кровь. Там Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, там вся Небесная Церковь, церковь первородных, святые, от века Богу благоугодившие. И вся эта полнота обретается внутри нас, так что на причастнике сбываются слова святителя Иннокентия Московского: «Адам был в раю, и в Адаме был рай».

Но посмотрите: едва лишь Богомладенец, чудесно родившись, оставив Матерь непорочной девой, был перепелёнут и положен в воловью кормушку, едва лишь пастыри засвидетельствовали Пречистой Богородице, что здесь, в Вифлееме, в яслях, Спас мира Христос, как стали сгущаться тучи. И, действительно, через известное время встревоженный насмерть иерусалимский сатрап Ирод призывает воинов для того, чтобы они, прибыв в Вифлеемские пределы, уничтожили, зверски убили всех младенцев, собранных там ради переписи: от двух лет и ниже. Это то самое время, которое Ирод выведал у волхвов, а те, получив откровение во сне, прошли мимо Иерусалима и возвратились в страну свою, так что тиран понял, что Божественная Премудрость запнула его стопы и он обманут в коварстве своем.

Святое семейство под покровом темноты бежит в Египет. Иосиф руководствует отшествие в эту полуденную страну ради Господа, Который останется в безопасности. Трагедия в Вифлееме возымеет место. А Вифлеемские младенцы и поныне, как светлые звёздочки, предстоя Божьему Престолу, молятся своими всесильными, вседерзновенными молитвами – первые мученики за Христа – за сохранение жизни современных младенцев, участь которых, увы, так безбожно и страшно решается их матерями, потерявшими родительский инстинкт.

Но вернёмся к мысли и размышлению о причастнике. Ты носишь в себе Христа-Богомладенца. Ты являешь служение, сродное и сходное со служением Пречистой Девы и названного родителя Спасителя – Иосифа. Ты призван соблюсти, сохранить драгоценный, воспринятый тобою Дар Причащения, не позволив диаволу, образом которого и является Ирод, великий в своих беззакониях, добраться до чудесного Младенца. Ты призван защитить Христа от слуг сатаны. Ты должен «убежать в Египет», с тем чтобы переждать необходимое время и уже затем «вернуться в Назарет», где Спаситель будет возрастать премудростью и благодатью, находясь в любви у Бога и человеков.

Итак, бегство в Египет – о чём оно говорит нам? О том, что мы должны сохранять тайну Святого Причащения, такую светлую и радостную, от людей, уподобляющихся жвачным животным, любящих грязь и нечистоту. «Да не врагам Твоим, Господи, тайну поведаю, да не дам Тебе льстивого притворного лобзания, которым некогда негодный ученик в Гефсиманском саду дал знак стражникам храма схватить Тебя». Блюсти, беречь воспринятое нами Сокровище – Пречистые Тело и Кровь Господни как зеницу ока; бодрствовать, подобно Иосифу; прислушиваться к собственной совести, просветлённой благодатью, совести, через которую Ангел Хранитель учит причастника отличать добро от зла, отревать худые посулы и соблазны лукавого духа, смертельно завидующего тем, кто обожился, воспринял благодать Святого Духа, стал в этом мрачном мире богоносцем, просветился как малое солнце в развращенном мире. Так говорит о христианах святой апостол Павел.

Бежать в Египет под покровом темноты – это значит примиряться с тем, что мы живём на земле не в Раю, не в тепличных условиях. Может быть, где-то вокруг нас стоят угрюмые мрачные идолы, которым поклоняется ослеплённое суетой, гордыней и господствующей в мире похотью бедное человечество. Бегство в Египет говорит о том, что в нас присутствует «потаённый сердца человек», ведомый единому Богу. И мы призваны приносить Создателю наши ежедневные, еженощные молитвы, взойдя в сокровенную клеть, келью собственного сердца, закрыв за собою двери, чтобы только для нас тайное богоугождение было явным по притоку Божественной благодати, умирению сердца, просветлению ума – тем сокровенным признакам, по которым мы определяем, что услышаны Создателем, и Он отвечает нам в ответ на нашу младенческую молитву Своим благоволением.

Так надлежит, по апостолу Павлу, сидеть дома, в безмолвии трудиться своими руками, от избытка уделяя нуждающимся, не суетиться, не празднословить, не подавая никому и ни в чём соблазна, на всякое время и место воздевая руки Господу без гнева и сомнения в ожидании своего часа, когда делатель покаяния и молитвы будет изведён на ниву, на пастбище, когда мы последуем вслед за Иосифом, Пречистой Девой Богородицей и Богомладенцем в Назарет. И, пребывая там в безвестности, скромности, в безыскусной обстановке, в тишине и безмолвии дождаться часа выхода на иное служение, если, конечно, последнее будет соответствовать распоряжению Промысла Господня, пекущегося обо всем благом для людей.

Дорогой причастник Тела и Крови Господних! В Рождественские дни заимствуй от Пречистой Богоматери Её горячую любовь к Божественному Сыну, безотрывно взирай на Спасителя, который почивает в глубинах твоего сердца, а вместе с тем и бдит над тобой. Будь, как Иосиф, немногословен, тих, осторожен, предупредителен, заботлив, внимателен ко всем путям Промысла Господня. Подражай Иакову, старшему сыну Иосифа, с тем чтобы прокладывать путь в Египет, держа ослика под уздцы. Ступай мерно, без спешки и замедления, сознавая, что тебе доверено нести в глубинах сердца Божественного Странника – Господа Иисуса Христа.

И таким образом в Святки мы неразлучно будем находиться близ нашего Спасителя, будем мысленно собеседовать с Ним, согреваясь Его любовью, просвещаясь Его премудростью, укрепляясь Его силою, вкушая ту таинственную, удивительную и непреходящую радость, которая была засвидетельствована пастырям с неба от небесных бесплотных духов: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение». Радость, которую возвестил пастырям иной Ангел, сказав: «Ныне пришла радость всему миру: родился в Вифлееме Иисус, Который спасет людей от грехов их». Аминь.


1 Из молитв ко СвятомуПричащению.
1 Из песнопений Страстной седмицы.
1 Лк. 17, 21.
4 Лк. 23, 43.
Икона: бегство в Египет.
Бегство в Египет
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные