Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Навечерие Рождества Христова

Беседа в Рождественский сочельник о Рождественской тайне и смирении Божества: в совершенной безвестности, в пещере для скота таинственно являет Свое лицо прекрасный Богомладенец.

00:17:54
Навечерие Рождества Христова
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Божией милостью, дорогие братья и сестры, мы с вами приблизились к Сочельнику, или Навечерию Рождества Христова. Завтра служба продолжится с половины восьмого Царскими часами, вечерней и литургией по чину святителя Василия Великого. Таким образом, мы уже вступаем в праздник Христова Рождества. И завершим службу тропарём и кондаком пред вертепом с иконой Христова Рождества, пред возжжённой свечой.

Позади у нас сорок дней Рождественского поста, позади многие воскресные дни, когда мы исповедовались и приобщались Святых Христовых Таин, позади молитвенные труды над очищением сердца. И каждый усердный читатель Священного Писания, конечно, держит в памяти все совокупные свидетельства евангелистов (преимущественно Матфея и Луки) о чудесных событиях, составивших канву великого таинства, великой тайны благочестия, явления Бога во плоти.

И, размышляя вместе со святыми отцами, мы удивляемся тишине этой тайны. Особенно если вспомнить Богоявление на горе Синай в ветхозаветные времена, когда избранный для сохранения этой тайны народ дрожал и трепетал от ужаса, взирая на Синайскую гору, которая сама сотрясалась, была покрыта мраком, из которого исходили молнии и громы и раздавался голос Божий, обращённый к Израилю. И исполнен был он такой мощи и величия, что народ в ужасе просил Моисея, дабы Бог говорил лишь с ним, пророком Ветхого Завета, и пощадил людей, которые и приблизиться-то не могли к горе Богоявления.

А здесь, в Вифлееме, под покровом тишины, в совершенной безвестности, не в человеческих жилищах, но в пещере для скота таинственно являет Своё лицо прекрасный Богомладенец, вышеестественно рождаясь от Девы. Она Его Матерь, но Она и Приснодева. Он рождается без болезней рождения, без мук, без слёз, без крови, как единый безгрешный Человек, естество Которого соединено с Божеством в лице Сына Божьего. И нам приходится, пересматривая эту таинственную повесть, каждый раз удивляться непостижимому смирению Божества, облекшегося в человеческую природу.

Спаситель являет Себя маленьким беззащитным Младенцем, который льнёт к Своей Матери. А между тем вся окружающая природа: и небо, и земля, и Богом избранные свидетели Рождества свидетельствуют о Нём как о Боге предвечном, всемогущем, всеблагом и всепремудром. Заметим, что эти свидетели, избранные от Господа, сами почтены и запечатлены печатью смирения, чистоты и кротости. Избрал себе Господь не сильных и не крепких, но, как сказано у древнего пророка, трепещущих словес, исходящих из уст Божиих.

Это и Гаспар, Валтасар и Мелхиор, которые, подражая патриарху Аврааму, повинуясь призывающей благодати, были водимы ею в течение года или чуть менее того и претерпевали все напасти, преодолевали страхи, боролись с печалью и унынием, когда таинственная Вифлеемская звезда скрывалась от их очей, и как дети радовались, когда она вновь являлась им. Так что к концу своего путешествия восточные мудрецы, каждый из которых был семи пядей во лбу и сокровищницей ведения и знаний, стали как совершенные младенцы, от избытка радости поклонившиеся Спасителю и принесшие ему всё лучшее, что смогли они принести с далекой родины. Ладан как Божеству, смирну как тленному человеку, то есть человеку, который способен страдать, как и мы страдаем, и золото – как Царю неба и земли. 

Прекрасный образ того, что подлинное знание, накапливаемое человеческим умом и сердцем, не должно возносить нас и производить в нас чувство самости, гордостного возношения. Нищий духом христианин, чем более преуспевает в премудрости и ведении, тем более склоняется мысленно пред Господом Богом к Его стопам, полагая пред Ним плоды своих раздумий и мыслей. Так что никакие тщеславие и гордость, и обособление от людей не касались сердец восточных мудрецов, увенчавших впоследствии своё исповедание Христа мученичеством.

Привлекают наши сердца и пастыри. Эти дети природы, чуждые всякой гордости, злобы, лукавства, в течение многих ночей несли свой дозор и, быть может, даже и не помышляли, смиренно молясь Творцу неба и земли, о жребии, им дарованном. А ведь именно эти незлобивые простецы оказались избранниками неба, именно они увидели сонм ангельский, услышали песнопения бесплотных вестников, которые сегодня украшают собою и наше земное богослужение: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение»

Пастыри и носили в своих сердцах тот Божественный мир, который делает человека сосудом благодати Божией. «В мире место Господу (см. Пс. 75, 3)», – возвещает Священное Писание. «И мир имейте между собою» (Мк. 9, 50), – увещевает нас Христос. И нужно думать, что именно благодаря дружеству, взаимопомощи, сослужению друг другу, единомыслию эти простые люди сподобились чрезвычайных откровений – они восприняли ангельское слово, которое повелевало им идти в соседствующий город Вифлеем и увидеть там Спасителя мира из дома Давидова, Спасителя, Который возвестит людям спасение в прощении их грехов, а знамением тому, как свидетельствовал Ангел, будет Младенец, положенный в воловьей кормушке.

Конечно, не обойдём вниманием и престарелого Иосифа, тайнозрителя, человека, который более молчал, чем говорил. Однако за сомкнутыми его устами видится тайна сердца, сочетанного с законом Господним. Несомненно, что в глубинах своей душевной клети, как в походной скинии, храме, святой Иосиф всегда беседовал с Небесным Отцом, всегда поверял Ему свои сомнения и печали, всегда каялся пред лицем Всевышнего, просил вразумления, напутствия и благословения. И этот человек, единственно достойный быть охранителем Матери Божией, был руководим Ангелами, которые являлись ему в откровении, предупреждали об опасностях и руководствовали его на действия, сообразные с Промыслом Божиим.

И он, нимало не медля, как мы видим из Священного Писания, исполнял все распоряжения Неба. Он не убоялся воспринять под кров Марию, хотя окрадывался ранее помыслом о Ней как о согрешившей. Он нарёк Богомладенцу имя Иисус, хотя такого имени, именно такого имени не было в Израиле. Он привлёк своего сына от первого брака Иакова для путешествия в Вифлеем, где надлежало всем поучаствовать в переписи императора Августа. А затем был охранителем Богомладенеца, от Ангела приняв указание бежать в Египет. Святой Иосиф – образчик этого молитвенного молчания, о котором так ясно говорит апостол Павел, к чему призваны и мы – к потаенному, в сердце сокрытому человеку. В неистленной красоте молчаливого духа призваны мы угождать Творцу.

И конечно, Сама Пречистая Дева. Избранница Небес, Которая, принесши Господу обет всегдашнего девства, смиренно склонила Свою главу в ответ на приглашение Архангела стать орудием Промысла, Которая возрадовалась о Бозе, Спасе Своем, возвеличила имя Творца, признав Себя будущей Матерью, зачавшей не от семени мужеского, а от наития Духа Святого, Которая, повинуясь Божественным распоряжениям, преодолевала страхи и беспокойства, неизбежные для роженицы, не знавшей, где Она будет разрешаться от бремени. Она преодолевала страхи за Богомладенца Иисуса, ставшего предметом кровожадного внимания Ирода, тем, что вверяла Себя и Младенца Небесному Отцу и была хранима с Ним как зеница ока.

От этой светлой Рождественской тайны веет необыкновенным миром, тишиною, и, погружаясь в размышления о евангельских событиях, мы тотчас обретаем пищу для укорения самих себя: сколько в нас шума от помыслов, суеты от мысленных мечтаний, сколько в нас немирствия с людьми, по причине тайной и явной гордости, возношения ума, отсутствия самоукорения! 

Мы, входя в Рождественскую ночь, признаём себя нищими, слепыми, хромыми, растленными человеками, не стяжавшими ни толики, ни искры добродетелей. Но мы кающиеся рабы Божии верим всем сердцем, что Богомладенец обымет нас благодатью Своею, уврачует наши душевные и телесные раны и дозволит нам вместе с бесплотными Ангелами и избранными Божиими людьми поучаствовать в этой встрече, о которой Церковь загодя нас предупреждала: «Христос на земли – возноситеся! Христос на земли – срящите!»

И мы с вами с Божией помощью завтра вновь встретимся на Божественной литургии, укрепимся соборной молитвой, приобщением Святых Христовых Таин, с тем чтобы поклоняться Христу рождающемуся и почивающему в Вифлеемских яслях.

Рождественский сочельник
Рождественский сочельник
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные