Бог почивает во святых Своих

Проповедь в День Всех Святых – об изображении Христа в Его учениках; об условиях, благодаря которым Господь по милости Своей освящает и душу, и тело Божественной благодатью.

00:09:56
Бог почивает во святых Своих
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Спаситель, исполнив данное ученикам обетование, излил на них благодать Святого Духа, которая тотчас и явила посевы, всходы и плоды в лоне Христовой Церкви, управляемой Святым Духом и возглавляемой Самим Воскресшим  Христом.

И сегодня мы мысленно взираем на эти плоды, собранные Господом в Его райский сад, на этот урожай, собранный в житницу, в Царство Христово. И все святые – это те вечно живые члены Тела Христова, в каждом из которых изобразился, по выражению апостола Павла, воскресший Иисус Христос1 как Он был изображен и являл Себя чрез апостола, свидетельствовавшего, что христиане, побеждающие грех, суть благоухание, аромат воскресения Христова2.

И в каждом святом Господь, соприсутствуя, освящая его и дух, и душу, и тело, являет Себя в дарах Святого Духа. А эти дары, по слову апостола Павла, различны, как и различны служения, на которые поставляется освященный Богом христианин3. Поэтому часто святых называют звёздами на небесном небосводе или цветами на райском лугу, где нет одного соцветия, в точности походившего на другое, нет звезды идентичной иной, но звезда от звезды разнится в славу.

Вот почему для нас, меньших братий святых, для нас, колена земного Церкви, так светло и радостно устремлять свой взор на церковный небосвод, устремлять наши мысли, наши молитвы, наши просьбы, нашу любовь к святым, начиная от самих апостолов, кончая новомучениками Русской Церкви и преподобными, которых мы знаем и не знаем. Вот один из них у нас в нижнем храме почивает своими мощами – старец Зосима, ещё не прославленный на земле, но, конечно же, прославленный на небе. И самое для нас важное – находиться в общении со всеми святыми, Богу угодившими.

Один из святых древней Церкви, преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что великая опасность для того христианина, кто дерзнет отказать в святости Божиему человеку. И если ты по каким-то неуважительным причинам хулишь святого, не соглашаешься с суждением Матери Церкви, его прославившей, то ты отсекаешь себя от Самого Господа Иисуса Христа. Мы с вами не из тех, кто ставит под сомнение святость Божиих людей, но мы из тех, кто хотел бы с ними сохранять живое единство, дыхание молитвы и любви. Мы из тех, кто желали бы от них усвоить то богатство, те духовные сокровища, которыми они блистают в вечности. Об этих богатствах замечательно ясно и просто сказано в Священном Писании у апостола Павла.

И первое богатство святых – это те же чувствования, что и во Христе Иисусе, Господе нашем. Христианин призван в сердце своё с Божией помощью ввести те же святые и возвышенные чувства, которые свойственны, присущи Господу Иисусу Христу, – и не просто преходящее настроение, но устойчивое состояние духа. И, во-первых, это – совершенное смирение. Это чистота посильная и человеколюбие, милосердие. Научитесь от Меня – Господь убеждает нас, – яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой4 – благодатный мир – в сердцах ваших.

Мы имеем ум Христов5, – говорил святой апостол Павел. И очевидно, что ум Христов – это не то состояние ума, при котором мы постоянно увлекаемся, искушаемся невесть откуда берущимися помыслами, мечтаниями. Но ум Христов должен быть светел и на нём должно быть запечатлено имя Христово. Святые как раз много трудились над тем, чтобы упразднить мысленную суету и мечтательность и заменить их на всегдашнее утреневание к Богу, то есть обращение нашего ума к Нему, Иисусу Христу, с тем чтобы ум всегда заставал себя молящимся Богу.

И наконец, желание – то, что относится к воле человека. Желание святых одно – как елень стремится к источникам водным, так душа их стремится, желает достигнуть Господа Бога Живого6. Эта обращённость воли ко Господу Иисусу Христу, стремление не расставаться, не разлучаться с Ним, соединить все свои человеческие желания с волей Божией названо у апостола Павла в псалме ясным словом: закон Твой, Господи, в сердце моем, истину глаголю в сердце моем день и ночь.

И действительно, если мы понуждаем себя в маленьком отсекать своекорыстные желания, но воспоминаем хотя бы единожды на дню: «Господи, Твоя святая да будет воля. Не моя, но Твоя воля; моя воля пусть будет сочетана с Твоею», – вот тогда, при объединении этих трех усилий – ясность ума, смирение и мир сердца и устремлённость нашей воли к Воскресшему Спасителю – слагаются вместе три условия, благодаря которым Господь по милости Своей освящает и душу, и тело Божественной благодатью.

Этому будем учиться у всех святых. А они, здесь, в этом храме пребывая, конечно, со вниманием отнесутся к нашему желанию заимствовать от них эти Христовы добродетели.


1 Ср.: Гал. 4, 19.
2 Ср.: 2 Кор. 2, 14 – 15.
3 См.: 1 Кор. 12, 4 – 6.
4 Мф. 11, 29.
5 1 Кор. 2, 16.
6 Ср.: Пс. 41, 2.
Икона: Собор Всех Святых.
День Всех Святых
декоративная горизонтальная черта
Проповедь