Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Божьи пути и мысли человеческие

Бог непостижим в Его действованиях, в Его промышлении о мире. Наши мысли — не Божьи мысли, и пути Божьи отстоят от наших постижений и размышлений так же высоко, как небо от земли. Очевидно, это относится не только к евангельской истории, но и к нашей собственной судьбе. Наше представление о мире, о том, что свершается сейчас под солнцем, наше представление о том, куда бы должна двигаться наша собственная жизнь, — это всего лишь представление, нечто кажущееся, что может далеко-далеко отстоять от реальности и от Божьего плана, от промышления Небесного Отца о нас. Из этого следует, что жить единственно умом и своими умственными представлениями, заключениями, постижениями, — дело более чем ненадежное.

00:11:36
Божьи пути и мысли человеческие
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём воскресным!

Завтра ранняя литургия — в Алексеевском храме, поздняя — в храме Всех святых.

Среди святых завтра мы чествуем священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского. Он уверовал во Христа после речи апостола Павла, произнесённой в греческом судилище — Ареопаге, —  так об этом повествует книга Деяний апостольских.

Продолжая богослужение под воскресный день, кратко вспомним ещё раз слышанное в Евангелии. Мария Магдалина первой пришла в ночи ко Гробу, недоумевая, как ей проникнуть в пещеру, где было положено тело Господа Иисуса. Но вот это недоумение её разрешилось само собою: камень был отвален от дверей Гроба. Однако тотчас возникло другое: тела Господа Иисуса Христа там не было.

Возвратившись в Сионскую горницу, она поведала обо всём Петру и Иоанну. Паче всех любившие Христа, они устремились ко Гробу. И у них возникли неразрешимые вопросы, потому что их взору открылись повивальные пелены и головной плат, — аккуратно свитые, они лежали отдельно друг от друга. И это повергло учеников в ещё большее смущение: они стали было думать, что тело Учителя действительно взято кем-то, как сообщила им Мария Магдалина. Они поверили её словам, сколько бы невероятны те ни были, ведь совершенно невозможно и распеленать мертвеца: пелены пропитаны вязкими ароматическими составами, которые намертво прилипают к телу. Подобная процедура заняла бы ещё больше времени, чем опрятание мертвеца (приготовление его, по иудейскому обычаю, к погребению).

Итак, апостолы не знали, что и думать, ибо они ещё не приняли к уму и сердцу (хотя и слышали), что Иисусу надлежит воскреснуть из мертвых. Более того, даже значения этого слова они не понимали тогда, когда Господь вкладывал им в уши это свидетельство.

Из всего сказанного мы дознаем следующее: Бог непостижим в Его действованиях, в Его промышлении о мире. Наши мысли — не Божьи мысли, и пути Божьи отстоят от наших постижений и размышлений так же высоко, как небо от земли. Очевидно, это относится не только к евангельской истории, но и к нашей собственной судьбе. Наше представление о мире, о том, что свершается сейчас под солнцем, наше представление о том, куда бы должна двигаться наша собственная жизнь, — это всего лишь представление, нечто кажущееся, что может далеко-далеко отстоять от реальности и от Божьего плана, от промышления Небесного Отца о нас. Из этого следует, что жить единственно умом и своими умственными представлениями, заключениями, постижениями, — дело более чем ненадежное.

Вот и апостолы, покуда руководились лишь человеческими соображениями, постоянно ошибались. Иногда они даже вступали в противоречие с Господом, Который не раз говорил Петру: «То, что ты мыслишь, есть дело человеческое, а не Божие. Отойди от Меня, сопротивник, не имеешь одной части со Мною, если будешь следовать своим мыслям о том, что гоже, что негоже, что угодно Богу, что нет» (ср.: Мф. 16, 23).

На что же опираться, когда тьма и туман обымают нас со всех сторон? Опираться нужно на нечто более глубокое, сокрытое внутри нас самих. Что это — более глубокое, чем мысли, то оправдывающие, то осуждающие одна другую, или мечтания, которыми забита наша голова? Что может быть в человеке глубже разноречивых мыслей, чувствований, эмоций, состояний тревоги, страха, печали, не дай Бог, озлобления? Глубже всего в человеке прячется его дух. Бессмертный наш дух являет себя в совести, являет себя во внутренней жажде Бога, в стремлении соединиться с Ним в молитве. И наш дух просвещен искрой Святого Крещения.

Человек в этом смысле напоминает собою море. На поверхности — волнение, барашки, бьются волны о скалы, непрестанное движение взад-вперёд. У некоторых не только днём, но и ночью волнуется, мятется душа. Отражение этого смятения — в снах, иногда напоминающих собою какие-то кошмары.

А в глубинах человека всегда сокрыто некое безмолвие, спокойствие, тишина. Но пробиться к нему невозможно, если только думать, напрягаться, рассуждать, ломать голову, — так можно окончательно сойти с ума. Вот почему лучшим ответом на наш вопрос является устремление ко Христу нашего духа в спокойной, внимательной, по возможности постоянной, исполненной смирения и доверия непостижимому Промыслу Божию, молитве. Особенно той молитве, в которой мы призываем самого Господа Иисуса Христа.

И как бы нас ни пугали наши домыслы, как бы ни стращали наши помыслы, как бы ни осаждали нашу память воспоминания о преждесодеянных и давно уже исповеданных грехах, как бы ни шумело в голове, как бы ни волновалось сердце, правильно молится тот, кто старается не обращать на всё это волнение никакого внимания. Отдаст человек своё внимание этому кружению и движению, — и может вовсе выйти из себя.

А если не обращать на это внимания и спокойно молиться, то Христос таинственно явит Свое присутствие молящемуся, как явил Себя апостолам, во мгновение ока умирив их души, преподав им мир. Он явился им на море Тивериадском: посреди озера, уже погибая во время кораблекрушения, они вдруг увидели своего Учителя, изрекшего ветру: «Умолкни!», морю: «Перестань!» — и во мгновение ока очутились у берега, в тишине (см.: Мк. 4, 39).

Так вот воскресший Христос, таинственно сопребывая с нами, и побуждает нас свершать молитву, из глубин духа исходящую, — со спокойствием, вниманием, верою и смирением; ибо ум не может охватить разнообразия действительности, не может постигнуть Промысла Божия. Не на все «почему» мы способны получить ответ, потому что наш ум — это грецкий орех, и этим грецким орехом с его извилинами познать тайну бытия в Боге невозможно. Но веровать, духом сохраняя спокойствие, — это самый короткий путь к благодати Божией, которая, придя к человеку, всё расставляет на свои места, раскрывает неведомое и указывает ему путь к Царству Христовой правды и любви. Аминь.

На фото: Протоиерей Артемий Владимиров. Проповедь 15 октября 2022 г.
Протоиерей Артемий Владимиров. Проповедь 15 октября 2022 г.
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные