Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Будете ненавидимы всеми за имя Мое...»

Спаситель не говорит о том, что в антихристовы времена все христиане схоронятся в подвалах, в урочищах, в лесах и в дебрях. Кому-то Он даст иное поприще – свидетельствовать о Себе Самом, о силе Своего Воскресения.

00:15:56
«Будете ненавидимы всеми за имя Мое...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с совершением празднества Сретения Господня. Те, кто внимательно изучают евангельскую историю о Боге Сыне, знают, что, по изложению событий святителем Феофаном Затворником, после посвящения Богомладенца Небесному Отцу Матерь Божия и праведный Иосиф, получив благословение старца Симеона и услышав его свидетельство о Богосыновстве Иисуса, возвратились в Вифлеем.

И в самом деле, появиться в Иерусалиме Святое Семейство могло только в совершенной тиши и под покровом тайны. Если бы Ирод к тому времени уже принял решение уничтожить младенцев Вифлеемских, то Спаситель и не мог появиться в Иерусалиме, и не мог возвратиться в Вифлеем. А значит, когда святой Симеон произнес свою молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»1, и Святое Семейство возвратилось в Вифлеем, только тогда их посетили волхвы из далекой Персиды.

Пастыри явились в пещере Вифлеемской тотчас после Рождества Христова, а волхвы, как указывает евангелист Лука, поклонились Христу в храмине – то есть в доме, где Он пребывал. То есть после безболезненных родов, когда первое напряжение переписи спало, святой Иосиф нашел дом, помещение, где Матерь Божия пребывала с Богомладенцем. Именно туда и пришли святые путники из далекой страны и положили к стопам Спасителя сокровища – ладан, смирну и злато. А потом уже наступили страшные события, описанные в Евангелии от Матфея. И сегодня мы прощаемся с этим замечательным праздником Сретения Господня.

И в завершение вспомним слова Господа о последних временах: «Блюдитеся же Вы сами»2 – будьте осторожными, берегитесь. Эти слова, этот завет Христа призывает нас проявлять мудрость в общении с людьми, потому что чужая душа (по слову русской пословицы) – потёмки. Господь говорит, что настанут такие времена, когда Его учеников общество будет выталкивать, как пробку из воды, поведут их пред царями и владыками, поставят на судилище во свидетельство всем, не знающим Бога2.

Сегодня утром по пути в храм я слышал интересное размышление современного священника. Какая у нас психология относительно последних времен? Запастись кедровыми орешками, насушить сухарей и спрятаться где-нибудь в Сокольническом скиту, желательно в подвальном помещении. И там не выдавать своё присутствие, только посылать смс-сообщения: привезите кофейных зёрен и сливок. Конечно, отчасти правильная мотивация, преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что христиане должны много плакать и молиться о том, чтобы Божия благодать их отвела в укромное место и помогла им сохраниться от антихристовых прельщений.

Вместе с тем Священное Писание говорит о том, что христиане, носящие в себе Божественную благодать, в это грядущее нелёгкое время будут яко «светила в мире»3 . И так устроится, что, совершенно отличаясь по образу мыслей и жизни от остального народа, погруженного в сень смертную, христиане будут на всеобщем обозрении. И поведут их пред царями и владыками – будут спрашивать у них отчета, будут их обвинять, что они не вписываются в мировое сообщество: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое»4. Что это значит?

С одной стороны, христианин не может и не должен участвовать в общественном беззаконии, имя христианское будет как будто бы сиять на челе последователей Спасителя, не будут они участвовать в массовом нечестии. С другой стороны, быть может, здесь говорится о том, что истинные ученики Христовы будут в тайне сердца своего призывать Божественное имя. Оно, как звезда утренняя, взойдёт на небосводе их сердец. Это указание есть в посланиях апостола Петра. «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших»5.

И состояние общества того времени будет настолько непростое, что этот Божественный свет мира, смирения, любви, чистоты, молитвы станет какой-то язвой для людей, погружённых во зло. Вместо того, чтобы их, христиан, возлюбить, их станут ненавидеть.

И вот во свидетельство о том, что жив Бог, что есть Сын Божий, спасающий род человеческий, вас выведут на средину судилища – не волнуйтесь, не переживайте, но во всем положитесь на благодать Святого Духа. «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой»6. Будете говорить не вы, но Дух Отца вашего Небесного, и никто не сможет вам воспротивиться. Действительно, те кто читают книгу Откровения, знают, что явлены будут два свидетеля Христовой победы – Илия и Енох, они будут в Иерусалиме обличать преступления беззаконников, и никто не сможет им противиться, и будут убиты все, кто только захочет причинить им вред.

Примерно то же самое обещает Господь истинным последователям Своим: дух Господень явит Свое присутствие, Свою неодолимую силу в самый час испытания. Но будет очень тяжело: люди настолько онечестивятся, что потеряны будут все представления о любви родственной. Восстанут чада на родителей и умертвят их. Может быть, родители сохранят веру и благочестие, а вот чада, воспитанные в новом образе мысли, не остановятся перед страшным преступлением убийства родителей.

И вас, говорит Господь, Моих последователей, предадут (то есть будут всячески преследовать и доносить на вас), но волос не погибнет с главы вашей. «Претерпевший же до конца спасется»7. Тот, кто сохранит веру, благодушие, будет предстоять Мне, в молитвах изливать свою душу, спасется. Божественная благодать сохранит от всех прельщений и соблазнов и изведет, яко полудне, судьбу вашу – то есть Господь даст восторжествовать над всеми диавольскими искушениями.

Смотрите, Спаситель не говорит о том, что все христиане схоронятся в подвалах, в урочищах, в лесах и в дебрях. Желающие, конечно, найдут такие укромные места, а кому-то Господь даст иное поприще – свидетельствовать о Себе Самом, о силе Своего Воскресения. Господь обещает соприсутствовать такому человеку, явит через него Свою Божественную силу и увенчает венцом спасения. Соответственно, Евангелие учит нас никаким страхам не поддаваться, не отдавать себя во власть боязни, парализующей волю человека, но спокойно, с христианским достоинством, то есть верой, надеждой и любовью следовать воле Божией, совершенно доверяясь Промыслу, блюдущему и хранящему, как зеницу ока, всякого искреннего ученика Христова. Бояться не нужно, страшиться не нужно, переживать не нужно, паниковать не нужно – всё будет хорошо.


1 Лк. 2, 29.
2 Мк. 13, 9.
3 Фил. 2, 15.
4 Мк. 13, 13.
5 2 Пет 1, 19.
6  Мк. 13, 11.
7  Мк. 13, 13.
Икона: пророки Енох и Илия.
Пророки Енох и Илия
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные