Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Одиночество

Тот, кто доведёт до глубины своего сознания, что он не хозяин своей жизни, что он на самом деле не принадлежит себе, он Божий раб; тот, кто хорошенько в это вдумается и уразумеет своё собственное состояние и статус после принятия им таинства Крещения, поймёт, что это ужасное, невыносимое чувство одиночества, покинутости, непонятости, отчуждения, непонимания его со стороны окружающих есть на самом деле его собственный огрех.

00:14:28
Одиночество
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Это воскресенье именуется воскресным днём по Воздвижении Креста Господня. И завтра ещё мы будем поклоняться Кресту Господню и свершим отпуст этого недельного торжественного празднования, готовясь в завершение следующей седмицы ко дню преставления преподобного Сергия и дню преставления святого Иоанна Богослова, любимого ученика Господа.

Наступили погожие дни золотой осени, и мы с вами входим в благодатный ритм православного богослужения, наслаждаясь тишиной и умиротворением Божьей службы.

Многие из нас, а особенно те, кто находится далеко от храма и его таинств, чувствуют себя хотя бы по временам несчастными людьми, словно чем-то обделёнными или обделившими себя. Заглядывают внутрь души своей и не находят там никакого утешения. А скорее, наоборот: пытаются перевести внимание куда-то вовне, прячутся от самих себя, не любят быть наедине с собой. Падшее человечество даже придумало такое слово, которого нет в Священном Писании: одиночество.

И кто из нас, положа руку на сердце, не признается, что иногда, и может быть, слишком часто, чаще, чем хотелось бы, мы ощущаем эту свою ущербность, недоделанность, не всё у нас получается так, как мечталось. И погружается человек во внутреннее горестное сетование, горестное ещё и потому, что не всегда этим можно поделиться. Как говорил поэт: «И скучно и грустно». И непонятно, кто тебе протянет сочувственную руку.

Зная всё это, наш Бог, Создатель, Спаситель и Судия всегда соприсутствует тем, кто Его не знает и не ведает, по своей ограниченности, и произносит сегодня загадочные слова, которые для многих остаются не вполне понятыми: «... Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её» (Мк. 8, 35).

И вот об этой самой страдающей, мятущейся, унывающей, укоряющей себя, но не утешенной душе, нашем «я», неуничтожимом и вечном, и идёт речь. И действительно, слова Евангелия сбываются: мы никого больше так не любим, как самих себя, носимся с собственной душой как с писаной торбой, по русскому выражению, двадцать пять часов в сутки, – всегда наедине со своими помыслами, впечатлениями, настроением, нестроением, просто не расстаемся с собой. Но мало кто от этого получает удовлетворение и мир, в большинстве своём люди исполняются каких-то тяжёлых и печальных чувств и признаний.

Насколько глубоко вошёл в нас грех со времён падения Адама, выразившего недоверие Создателю и захотевшего быть богом без своего Небесного Отца! Этот грех ещё настолько нами возделан и умножен, что трудно отличить, где я, а где грех; где я подлинный, а где я фальшивый, где моя сущность, а где гордыня, которая прежде меня родилась.

И так был бы обречён человек стонать и скитаться до исхода из временной жизни, и дальше ничего светлого не увидел бы, если бы не пришёл в этот мир Тот, Кто именует Себя подлинно Альфой и Омегой, началом и концом, Творцом нашим, Спасителем. Тем, Кто на Свои плечи взвалил эту ни для кого неподъемную ношу – наше собственное естество, наше собственное «я», усвоив Своему Божественному безгрешному Лицу все описанные и не названные ещё нами грехи и скорби. Спаситель простирает нам Свои объятия как Небесный Отец, со Креста, а страждет Он ради нас или вместо нас или вместе с нами, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). «Приидите ко Мне все, кто устал от жизни, все, кто обремён сознанием своего несовершенства, все, кто трудится в поисках собственного счастья. Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я вас сначала успокою, а потом и упокою, то есть дарую вам подлинное умиротворение, утешение, счастье, самое блаженство, которое Я имею как Бог, и которым с вами хочу поделиться».

И таким образом всякий человек, уставший от самого себя и не знающий, что с собой делать и как со своей душою справиться, призван помнить, что он сам себе не принадлежит. Мы уже, по выражению апостола Павла, куплены (1 Кор. 7, 23), нас Спаситель искупил, заплатив за нас очень дорогую цену – собственную безгрешную Кровь. Как говорил ещё Его пращур: «Увѣ́дите, я́ко Госпо́дь то́й е́сть Бо́гъ на́шъ: то́й сотвори́ на́съ, а не мы́: мы́ же лю́дiе его́ и о́вцы па́жити его́» (Пс. 99, 3).
Мы суть овцы пажити Его. Он сотворил нас, а не мы себя сами. Христос нас приобрел Себе – не с тем, чтобы нас лишить нашей индивидуальности, поработить или заставить нас вкалывать неизвестно ради чего, но чтобы нас освободить, очистить, облаженствовать и посадить рядом с Собою одесную Отца. И тот, кто доведёт до глубины своего сознания, что он не хозяин своей жизни, что он на самом деле не принадлежит себе, он Божий раб; тот, кто хорошенько в это вдумается и уразумеет своё собственное состояние и статус после принятия им таинства Крещения, поймёт, что это ужасное, невыносимое чувство одиночества, покинутости, непонятости, отчуждения, непонимания его со стороны окружающих есть на самом деле его собственный огрех.

Мы – беглые рабы. Вместо того, чтобы находиться у ног нашего господина и Господа, Который, заметим, хочет нас обнять и согреть, и просветить, мы, сбежав на страну далече, занимаемся сами собою, устроением своей собственной жизни, как нам кажется, правильным. Но при этом, чем больше живём, тем более несчастными становимся: всё не так, всё не так, как нам думалось, мы уже и жизнь-то перестали любить, устав смертельно от самих себя. Куда податься? Что делать? Кто виноват? Вопросы эти роятся в нашем сознании в бесконечности.

Итак, Спаситель, желая прекратить это шизофреническое состояние беглого раба, Мцыри, который никогда не будет счастлив, говорит нам: «Потеряйте вашу душу ради Меня и Евангелия. Возьмите свой крест – то есть откажитесь от губящего вас самолюбия, гордости, мнительности, осуждения, всякой нечистоты, злобы – и следуйте за Мной, возвратитесь ко Мне, Мои беглые рабы, Мои блудные дети, и Я вас упокою и облаженствую».

Соответственно, разрешается загадка жизни очень просто: тому, кто хочет жить хорошо и радостно, и мирно, и светло, нужно в уединении, может быть, сегодня спрятаться от людей и сказать: «Господи, я так больше не могу, так это продолжаться не может. Я устал от своих прав и от своей свободы. Отдаю себя Тебе всецело, пусть моя жизнь будет Твоей. Распоряжайся, Господи, моим духом, душой и телом, каждой клеточкой моего тела и фибром моей души – да будет со мною по воле Твоей святой. Верю, Господи, что Ты один добрый и милостивый. Верю, что Ты хочешь и способен даровать мне благо. Вверяю бесконечно себя в Твои руки и в Твои объятья. И меня, глупого и строптивого, и самолюбивого, не выпускай из Твоих Отеческих объятий. Прости меня за всё, что было и не было. Иду к Тебе».

И вот, с таким расположением приобщаясь Святых Христовых Таин, вступая с Господом в родственное единение по телу, по крови, по духу и по душе, если мы, действительно, не просто это скажем, а соответствующий сердечный залог приложим, будем ждать сегодня великих чудес. Потому что, отдав как рабы себя в собственность Господу, имя Которого Любовь, мы обретём то, чего, может быть, не имели до сегодняшнего дня. Аминь.

Картина: одиночество.
Одиночество
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные