Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.
Завтра, дорогие братья и сестры, с семи часов утра мы продолжаем великопостное богослужение, которое завершится литургией Преждеосвященных Даров и причащением Святых Христовых Таин.
Завтра — день святых покровительниц и некогда насельниц нашей обители, преподобномучениц Анны и Матроны — простых девушек крестьянского происхождения, которые, в конце XIX столетия поступая в эту славную московскую городскую обитель, конечно, и не помышляли о том, чем завершится их земной путь. Души, никогда и мухи не обидевшие, тихие, скромные провинциальные девушки, которые все силы души своей устремили к Небесному Жениху, держались и в самой обители незаметно, как свойственно скромным труженицам. Они были возведены на самую высоту христианского подвига. Ибо в Церкви считается, что приобщиться крестным страданиям Иисуса Христа, принять за Него кончину, не отрекшись от своего упования, с молитвой вверить свою душу в руки воскресшего Христа в самый последний и страшный час своей жизни — это величайшие честь и дар, которого по своей воле никто из Христовых учеников не может воспринять.
И нам остаётся только спросить себя, как они смогли выдержать это призвание? Потому что даже по скупым материалам следствия видно, что эти две русские православные души вели себя просто мужественно. Они не согласились признать себя повинными ни в каких наветах, самооговорах, клеветах, которые христиан того времени принуждали подписать собственной рукой, чтобы, таким образом, самим себе произнести приговор.
Нет, и преподобномученица Анна, и преподобномученица Матрона просто и кратко отрицали все эти обвинения. А ведь допрашивали их люди не в белых перчатках и не с носовыми платочками в карманах... а это были те, кто уже устал от человеческой крови, те, кто давно уже перешли черту человечности, просто отрабатывая свои человеко-часы, ещё и желая выслужиться пред начальством, требующим увеличения «производительности труда».
Как можно было выдержать нахождение в одиночной камере или среди уголовников, в тюрьме, где стращают, угрожают, может быть, применяют средства особого воздействия? Конечно, у них была решимость, любовь ко Христу, помноженная на Божественную благодать — ту невидимую силу, которая изнутри, как источник пробившись, озаряет христианина в самый тяжёлый для него час, делает сердце его спокойным и мирным, уста рассудительными, избавляет его от ужаса при угрозах насильственной смерти, делая как будто бы ангелом, вне собственного тела пребывающим.
И Господь в Евангелии действительно обещает нам, что благодать Святого Духа придёт в час испытания.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. (Мф.10, 19 — 20).
Однако приходит она только к тем, кто, находясь в течении мирной и спокойной жизни, все свои душевные силы устремляет ко Христу, кто свою любовь к Нему доказывает тайной борьбой с будничными грехами, кто, ходя в Божий храм, не привыкает к таинствам, но напротив, возрастает в благоговейном отношении к святыне. И, думается, особенно к тем приходит благодать, кто решительно воздерживается от осуждения и ближних, и дальних, понимая и памятуя, что только нелицемерное милосердие и человеколюбие являются той средой и стихией, чрез которую Божественная благодать осеняет человека и помогает ему победоносно нести свой крест.
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова на всенощной в день памяти преподобномучениц Анны и Матроны Красносельских (сестёр Макандиных), 13 марта 2023 года, в храме Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря.