Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Человек – обитель Святой Троицы

Проповедь о святом праведном пастыре Иоанне Кронштадтском. Тайна личности отца Иоанна заключается в том, что духом своим он созерцает Святую Троицу.

00:10:16
Человек – обитель Святой Троицы
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Все, кто изучали жизнь отца Иоанна Кронштадтского и внимательно рассматривали его фотографические изображения разных лет – молодости, начала иерейского служения, середины, завершения этого подвига пастырского – не могли не обратить внимания на удивительный светящийся лик этого всероссийского батюшки, на его глаза, которые как будто бы мечут искры или испускают лучи Божественной благодати.

Даже фотография, не говорим об иконах, обычная будничная фотография передает тайну его личности, совершенно особой, выделяющейся среди всех, кто его окружал и с ним вместе на этих соборных фото был запечатлен. Это лицо удивительно красиво, светло, оно как будто бы передает нам энергию радости, славословия Творца. Даже в советское время, когда наследие отца Иоанна Кронштадтского считалось запрещенной литературой, обыватели считали, что изображение отца Иоанна Кронштадтского, даже редкая его фотография, хранимая где-то между книг, отгоняет от жилища и от домочадцев тёмную силу.

И, конечно, нам никогда не удалось бы разгадать тайну личности благодатного пастыря, если бы мы как верующие люди не знали из Евангелия слов Господа, на Тайной Вечере Им произнесенных и обращённых к ученикам: «Кто любит Меня, слово Мое соблюдёт. И такого полюбит Отец Мой, и Мы приидем и обитель у него сотворим».

«Кто соблюдет слово и заповеди Мои, тому Я явлюся Сам»2, – обетовал Господь непонятную на первый взгляд  милость. Но на отце Иоанне Кронштадтском мы видим, что все эти слова оправдались. И те, кто раскроет для себя его дневник (а вёл он дневниковые записи в течение всей своей пастырской жизни), найдёт полное подтверждение этой мысли. Действительно, отец Иоанн Кронштадтский веровал и имел удостоверение опытное, что в нём живет Господь, как в это веровал апостол Павел, говоря: «Живу уже не я, но живет во мне Христос3. Что вы искушаете Христа, Который во мне живёт? Мы Богом и движемся, и существуем»4.

Всё это слова, которые подтверждают обещание Иисуса Христа: «Кто будет вкушать Плоть Сына человеческого и пить Кровь Его, будет во Мне и Я в нем. Таковый будет жить Мною»5. Отец Иоанн Кронштадтский в этих дневниковых записях действительно говорит о Господе как о Духе всемогущем, вездесущем, невидимо плотскому оку всё Собою наполняющем. Говорит о Боге, Который пронизывает возрожденную человеческую природу Собою, Своим Божеством, пронизывает в гораздо большей степени, чем воздух, наполняющий наши лёгкие, или солнечный свет, который освещает лицо человека. Отец Иоанн Кронштадтский самому себе признаётся, что Господь в нём благодатью пребывает, как и в каждом усердном христианине.

И предстояние Господу, всегдашнее сопребывание с Ним, всегдашняя обращённость к Богу Живому мыслей, чувств человеческих – вот главная задача дня, который проживает христианин. Отец Иоанн Кронштадтский убеждён, что служение Небесному Отцу свершается нами с помощью Иисуса Христа, Ходатая между Отцом и людьми. Особенно явственно он  говорит об этом касательно молитвы: «Когда ты молишься, просишь о прощении своих грехов, или молишься за кого-то из близких своих, или приносишь благодарственные молитвы – не усомнись, что это делает в тебе Христос Иисус. И поэтому никогда не сомневайся, не колеблись мыслью, не раздваивайся: а даст или не даст Бог, потому что Он, Бог, есть Слово воплощенное, – говорит отец Иоанн Кронштадтский, – рече и быша, повеле и создашася6». И наше человеческое слово, которое мы обращаем к Богу, несёт в себе зиждительную, вечную, неотмирную энергию Божественной благодати. Наше дело только произнести слова, а действует Бог. Себе ничего не приписывай, ты только устами произносишь и сердцем веруешь, а у Бога не изнеможет всяк глагол7. Ему гораздо легче совершить просимое нами, чем нам об этом подумать или то произнести.

И тайна личности отца Иоанна, соответствие его фотографических портретов его духовной жизни и заключается, видимо, в том, что он созерцает духом своим Святую Троицу. Смотрит не столько на окружающую его природу, лица или предметы этого видимого мира, сколько поклоняется Отцу в духе и истине, поклоняется с верой, с любовью, с благодарением, со смирением, с сознанием своего недостоинства. И поэтому на его чистом лице всегда отпечатлено вдохновение, духовный восторг, радость, приподнятое состояние духа, пасхальная полнота пребывания в Отце, Сыне и Святом Духе.

И мы с вами сегодня свершили память отца Иоанна Кронштадтского, тем паче что в нашей обители не без именинников дело обходится. И поздравляем всех с принятием Святых Животворящих Христовых Таин.


1 Ср.: Ин. 14, 23.
2 Ср.: Ин. 14, 21.
3 См.: Гал. 2, 20.
4 См.: Деян. 17, 28.
5 См.: Ин. 6, 56 – 57.
6 См.: Пс. 32, 9; Пс. 148, 5.
7 См.: Лк. 1, 37.
Портрет: Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
декоративная горизонтальная черта
Проповедь