Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О праведных Захарии и Елизавете

Если супруги разделяют веру и благочестие, если душа каждого из них здесь, на земле, стремится ко Христу Искупителю и носит в себе Божественную благодать, безусловно, за гранью земного бытия боголюбивые супруги будут вкупе прославлять Христа.

00:20:16
О праведных Захарии и Елизавете
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём субботним и памятью святых праведных Захарии-пророка и его честной супруги Елисаветы, родителей величайшего из всех пророков – святого Иоанна Крестителя. Их жизнь и спасение в вечности во многом, кажется, отвечает на вопросы, которыми мы часто задаёмся на земле: «А встречусь ли я со своим супругом за гробом? Узнают ли меня мои родственники, отошедшие в мир иной прежде меня? Не будет ли там им всё равно, есть я или нет?»

Мы имеем свидетельство Матери Церкви, что многие святые супруги стоят пред Престолом Божественной Троицы в вечности. И среди них величайшие супружеские пары: святые праведные Иоаким и Анна – родители Пресвятой Девы Марии (мы будем свершать их память 22 сентября), праведные Захария и Елисавета, давшие миру Предтечу, которого Сам Христос назвал светильником горящим и светящим (Ин. 5, 35); есть там и пара духовных друзей – это праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, встретившие сорокадневного Христа Спасителя в храме. Есть у нас и отец всех верующих Авраам и честная его супруга Сарра – праотцы Христа по плоти. Эти святые, как свидетельствует Церковь, предстоят Святой Троице, возглавляют, так сказать, сонмы многих великих угодников Божиих.

И, зная об этих святых, имена которых воспоминаются в чине таинства Венчания, мы можем не беспокоиться относительно своих сродников – родителей, бабушек и дедушек, сестёр и братьев. Если они разделяют с нами веру и благочестие, если душа каждого из них жива в Боге и здесь, на земле, стремилась ко Христу Искупителю и носила в себе Божественную благодать, безусловно, за гранью земного бытия боголюбивые сродники будут вкупе прославлять Христа. И это «вкупе» понятно церковным людям, потому что все мы являемся чадами Матери Церкви, клеточками и членами Её, и в каждом этом члене, в каждой этой клеточке сияет Христос Искупитель. И таким образом здесь, на земле, мы, будучи соединены единой верой, единым Крещением, вкушением Святой Евхаристии – Плоти и Крови Иисуса Христа, конечно, если удостоимся войти из земного в небесное колено Церкви, будем вместе, рядом прославлять Святую Живоначальную Троицу.

И, воспоминая земную жизнь, земной подвиг святых Захарии и Елисаветы, Иоакима и Анны, мы можем черпать для себя великое подспорье, потому что их образ входит в глубину нашего сердца. И если в нашем сердце  благодатью почивает Христос Спаситель, то значит, наше сердце вмещает в себя и Пречистую Деву Марию, и святого Иоанна Предтечу, и святых Захарию и Елисавету. Как говорит отец Иоанн Кронштадтский: «Я только призываю имена святых, только обращаюсь к ним – и верю и знаю, что они пребывают вместе со мною, близ меня, я нахожусь с ними в теснейшем единстве». И поэтому в этот вечер и нам удобно воспомянуть святых Захарию и Елисавету, потому что жизнь каждого человека и каждый день, который он проживает, составлен известно из чего – из больших и малых искушений, треволнений, смущений. Мы соприкасаемся и с людьми, которые близки нам по духу, и не очень близкими. И за день сколько всего перечувствует, сколько всего проживает обыкновенный маленький человечек! То его гнетёт какая-то обида, недоразумение, то посещает неприязненное чувство (это о грехах), то возникает мнительность, то тень недображелательности или уж совсем глупая и погибельная завистливость. Сколько среди нас людей, которые постоянно попадаются в одну и ту же ловушку, наступают на одни и те же грабли, когда речь идёт о взаимном общении! Мы как будто утесняем друг друга или не понимаем друг друга. Нам не всегда по душе условия нашего проживания, наших трудов, мы мечтаем о какой-то иной, спокойной, тихой обители.

Так вот, постоянно будучи искушаемы собственным самолюбием, мучаясь от живущего в нас греха, впадая в большие и малые искушения, полезно воспоминать и внутренне обращаться к таким удивительным святым, как праведные Захария и Елисавета.

Много ли мы о них знаем? И много, и мало. Достаточно внимательно прочитать первые две главы Евангелия от Луки, и мы узнаем о них очень много. Если к этому присовокупить ещё жизнеописание Захарии и Елизаветы, составленное по древним материалам святым Димитрием Ростовским, то их образ будет совершенно выпуклым, а если мы ещё им и помолимся в глубинах души, то образ святых Захарии и Елисаветы будет запечатлён в глубинах нашего духа.

Подумаем о том, что эти праведники прожили очень долгую совместную жизнь. Соединили они свои судьбы, как водилось на Востоке, в юности. Вряд ли святой Елисавете было двадцать лет,  может быть, шестнадцать или семнадцать. Кончина у них была драматичная: святого Захарию убили фанатики-иудеи между храмом и жертвенником. Точили зуб они, эти фанатики, на Пречистую Деву Марию. Предание говорит о том, что святой Захария имел отношение к встрече Богоотроковицы и к проводам Её во Святая святых храма. Сам Спаситель говорит о том, что кровь святого Захарии, убитого между храмом и жертвенником, вопиет на небо об отмщении за неё и смешана с кровью Авеля, первого праведника, убитого на земле.

Святая Елисавета ненадолго пережила своего мужа. Она стала жертвой Вифлеемского геноцида, устроенного Иродом Великим. Как сообщает предание, воины наведовались и в Нагорную страну, где шестью месяцами ранее Иисуса Богомладенца родился Его двоюродный брат, Иоанн Предтеча. И представим себе уже пожилую женщину, которая, укрепляемая Божественной силой, естественным путем родила младенца, схватившую своего маленького сына и куда-то опрометью бросившуюся от жестоких исполнителей этой бесчеловечной казни. Некоторые бывали на Святой Земле и ходили по редкому маршруту – туда обычные паломники не доезжают, а вот сестры Горненской обители показывают эти места. Святая Елисавета, оказавшись в каком-то тупике, перед скалой, возопила к Всевышнему, и скала расступилась и сокрыла в своей расселине мать и младенца. Младенец остался жив, хранимый Богом, а вот святая Елисавета не выдержала этой драмы, этого ужаса. Что могло быть непосредственно причиной её кончины? Инсульт? Инфаркт? Изнеможение? Мы не знаем. Святой Иоанн остался совершенно без помощи человеческой и был храним непосредственно Божией благодатью во исполнение слов Священного Писания: «Храняй младенцы Господь» (Пс. 114, 5).

И конечно, никто не мог предугадать, что подобная мученическая кончина ожидала самых дружных, самых мирных, самых тихих в мире супругов. Святой Захария был священником (у нас это мирная профессия), никого не обижал, по базарам не ходил, ни в каких сделках не участвовал, исполнял благоговейно череду своего служения. Народу всегда было много во время чреды его служения, он был благоговейным рабом Божиим. Святой Лука говорит о том, что Захария задержался в алтаре, потому что предстал ему Ангел Господень с правой стороны алтаря и обетовал ему рождение сына, угадав сокровенные мысли, затаённую молитву праведника, который уже почти отчаялся – не было уже надежды, что от его чресл и от чрева его постаревшей супруги может родиться дитя.

Недостаток веры в слово Архангела Гавриила отразился на его здоровье – он получил такую печать: оглох и онемел одновременно. И когда вышел из алтаря, то объяснялся знаками. И народ, который был тогда духовно настроеннным, понял, что Захарии было какое-то видение.

В доме Захарии и Елисаветы, как мы можем предположить, и не ошибёмся, всегда царствовали тишина и священное молитвенное безмолвие. Почитайте житие, составленное святым Димитрием Ростовским, и вы многое узнаете о жизни этих святых. За много десятков лет совместной жизни они прекрасно понимали друг друга без слов. Супруга знала все привычки, обыкновения своего благочестивого мужа – какая у него любимая еда, когда он ложится спать, что ему нравится, а что нет, и ей доставляло большую радость будни для мужа превращать в праздник.

Захария, будучи человеком тонким, чуждым такого потребительства и грубости, которые свойственны, к сожалению, нашему времени, всегда относился к своей жене с нежностью, с улыбкой, с любовью. Он не стеснялся ей сказать какое-то доброе, ласковое слово. Невозможно представить, чтобы в этой семье кто-то повышал друг на друга голос.

Святые Захария и Елисавета со временем получали уже огромное удовольствие от совместных молитв, от чтения Священного Писания. Сейчас подобного практически нигде не увидишь. Они никогда не оставляли надежду на Господа. Конечно, смирялись, но не роптали.

Святые праведныеЗахария и Елисавета, молите Бога о нас, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.

Икона: Праведные Захария и Елизавета.
Праведные Захария и Елизавета
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные