Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Чему нас учат святые?

Святые прежде всего научают нас духовной брани, которая необходима человеку для утверждения в преданности и любви ко Христу, научают нас смирению, а оно начинается со скромного о себе суждения.

00:15:43
Чему нас учат святые?
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Мы с вами сегодня, проводив утром празднество Святой Троицы, Новозаветной Пятидесятницы, собрались вечером в канун воскресного дня, когда прославляются чада Христовой Церкви, ученики Господа. К ним обратил Спаситель Свое слово по пути в Гефсиманский сад, накануне страданий: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода...»1.

И действительно, корень свят — Господь Иисус Христос — Он одновременно основание и глава Церкви. Его Кровью мы  члены Его Тела. Мы ветви, привитые к этой вечно цветущей, плодоносящей Лозе. Привитие совершилось с каждым из нас в день нашего Крещения, когда в ответ на исповедание веры и покаяние Дух Святый снизошёл на нас, а мы таинственно сораспялись и воскресли в купели Крещения со Христом.

Вот тогда первый луч Божественной благодати впервые проник и освятил наш бессмертный дух, а чрез него воздействовал и на наши мысли, и чувства, и воления, и на весь наш телесный состав. В нас поселился Христос Своею благодатью, мы стали чадами Церкви, мы все вместе составили эту башню, это строение, возводимое при участии Ангелов вне времени и пространства — Святую Соборную и Апостольскую Церковь. С тех пор мы, постоянно пребывая в Её лоне, приникаем к оазисам, к источникам, врачующим, очищающим, освящающим нас — Таинствам Церкви.

В отличие от нас те, кого мы сегодня прославляем, посвятили Господу всю свою жизнь, поставили своей земной целью прославление имени Христова, восхотели, чтобы Господь в них царствовал, а они бы сознательно, в ясном уме и разуме восприяли это царствование и поклонялись бы Отцу в духе и истине в глубинах собственной совести.

Нам предлежит та же задача, если мы желаем иметь с ними единую участь и участие и всегда предстоять Господу, освящаясь Его Божественной благодатью. От святых заимствуем прежде всего их целеустремлённость, а ещё, может быть, прежде — ясное разумение задачи: христианство нужно познавать и по имени, и самим делом, чтобы не витать в мечтаниях.

Помимо этой целеустремлённости, нацеленности на единение со Христом святые более всего хотят с нами поделиться смирением, которое начинается с понимания, осознания того, что каждый из нас слеплен Святой Троицей из праха, из глины, а, в свою очередь, этот прах взят из небытия. Человек в существе своём, как творение, взят из ничтожества, и поэтому каждый призван всегда вспоминать о своей малой малости. Забудешь своё происхождение — кто ты и что ты, — и мгновенно начинаешь раздуваться в собственном воображении, мнении, как мыльный пузырь, и будешь раздуваться до тех пор, пока не поставишь себя, невзирая на предупреждение братьев Стругацких, на место Господа Бога самого, и, конечно, тотчас лопнешь, как лопнул от гордости и злобы сатана, став исчадием тьмы.

Святые прежде всего научают нас духовной брани, которая необходима человеку для утверждения в преданности и любви ко Христу, научают нас смирению, а оно начинается со скромного о себе суждения, всегдашнего обращения и возвращения ума к началу. Мы взяты из персти, мы сотворены из ничтожества, мы пред очами нашего Творца не нечто великое и немаловажное, а полный ноль.

И тот, кто соединит с этим исповеданием веры в себя как в ничтожество ещё веру в Господа всемогущего, всеблагого и всепремудрого, веру в Господа, Который вдохнул в нас Свой бессмертный образ, обогатил нас Своею благодатью, дарами земными и небесными, — вот такой человек избавится от тщеславия глупого, от гордыни неуёмной, всегда будет пребывать в благодарных мыслях и чувствах к Творцу, воспринимать саму земную жизнь как неоценимый дар, будет порываться славословить Господа в течение всего дня, а может быть, и части ночи, а, самое главное, поймёт, что всё благое в его жизни — это участие в нас, присутствие в нас десницы Творца.

И, соответственно, не придёт ему в голову шальная мысль, известно, кем подсовываемая, что он, человек, нечто значит, что он что-то заслужил, что он чего-то достоин, что ему есть чем похвалиться. Этот мысленный яд совершенно уничтожает внутреннюю жизнь и оставляет человека наедине с первым гордецом, диаволом, который тотчас вступает в обладание человеческой природой, заражённой гордостью.

Святые полностью освятились благодатью, потому что неуклонно свой ум, свою мысль держали в смирении, а для этого требуется всегдашнее внимание, внимательность, всегдашняя бдительность, всегдашнее трезвение, потому что, увлечёшься чем-то земным, потеряешь устремление к Богу, — и ядовитые помыслы гордости, как некие черви, тотчас начинают разъедать сердце, и лукавый приближается к человеку.

Человек, смиряющийся пред Богом, воспринимающий жизнь как великий дар Божественной любви, получает от Господа ведение о том, что в этом мире царствует любовь, всё движимо благостью Творца, Который и нас сотворил по преизбытку Своей любви, желая с нами поделиться Своим блаженством, и мир этот содеял прекрасным, и человеку подаёт Свои независтные дары, прежде искупив его явлением Своим во плоти. Бог отнял от нас нашу скверну, уничтожил нашего противника, даровал нам бессмертие и силы, вложил в наши руки оружие, чтобы мы могли обороняться от лукавого, наделил нас любознательностью, духовной жаждой, чтобы мы благодаря боголюбию насыщались Святым Духом, умножали, хранили дарованную благодать.

Нашу жизнь Бог соделал первым кругом рая, Он нас создал для блаженства, блаженства сопребывания с Ним. И вот когда приходит душа христианская к пониманию того, что Бог есть Источник всех ее совершенств, такой разумный христианин уже начинает здесь, сообщаясь с подобными себе, желать им этого самого блага, которым в зачатке уже обладает. А желать людям спасения — это значит служить им, но при этом служить по-умному, рассудительно, не предлагая пачку сигарет, но молясь за человека, оказывая ему существенное добро, и прежде всего творя тайную молитву о том, чтобы Бог просветил душевные очи ближнего и соделал его Своим учеником и воином. Вот эта любовь и является истинным критерием, визитной карточкой, свидетельством о том, что ты движешься в нужном Богу и спасительном себе направлении.


1 Ин. 15, 5.
Икона: Всех святых.
Собор всех святых
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные