Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

Избираем ли мы путь супружества или всецело посвящаем себя Богу, но взятый единожды крест нужно нести с верой, терпением и постоянством, не оказываясь в среде отступников и дезертиров – тех, кто теряет свою первую любовь к Богу или первую любовь к своей половине.

00:16:18
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы чествуем древний образ Пречистой Богородицы – икону «Грузинская», которой посвящён один из приделов нашего Алексиевского храма. И здесь именно находился чтимый москвичами список этой иконы, отметивший себя благодатными действованиями. Воздаем Пречистой Богородице всегдашнюю сыновнюю благодарность и детскую любовь за Её ежедневное, ежечасное и ежесекундное участие в таинстве спасения человеческих душ.

И сегодня же мы слышали, как апостолы вопрошали Спасителя касательно устроения человеческой жизни, о тайне супружества и о тайне безбрачия, посвящённого Богу. Всякий раз, когда мы слышим ответ Спасителя на этот вопрос, не можем не ужасаться совершеннейшему легкомыслию, которое царствует в умах и сердцах современных людей, когда они касаются этой темы.

Что же говорит Спаситель? Он говорит о том, что краткая земная жизнь человеческая вся должна быть пронизана устремлением к Творцу и Судии, вся должна быть исполнена Его благодати, которой некогда и воззвал Бог человека к бытию, сотворив мужу и жену – Адама и Еву, исполнив их благодати Святого Духа, которая, почивая в сердцах первозданной пары, образовала райскую Церковь. И на земле брак является отражением этого благодатного учреждения – единства двух в Духе Святом. И всякий, кто решается на такое великое и трудное дело, как супружество, должен помышлять о том, что он делает свой выбор на всю вечность, ибо что Бог благословляет, освящает, соединяет Своей десницей по желанию людей, то человек расторгать не должен и не может.

Апостолы, во времена которых было совершенно иное представление об уважительных поводах к распаду семьи, к тому, чтобы отпустить жену, вызывавшую раздражение, недовольство у мужа, пришли в изумление. «Если такова воля Божья о человеке (а она в том, чтобы по подобию союза Адама и Евы каждый из нас нёс свой крест, выбранный единожды, до конца), то, может быть, лучше не жениться и вовсе не брать на себя эту неподъемную ношу?» – вопрошали ученики. И Спаситель ответствовал: «Не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 11); имеющий произволение да вместит в себя то, о чём вы говорите, ведь в Царстве Небесном ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30). И Сам Христос, принеся на землю Царство Небесное, никого не насилуя и не заставляя, явил на земле этот образ бытия человеческого, суть которого – во всецелом посвящении себя Господу в благодатном безбрачии, иночестве.

Далее речь Спасителя принимает оборот притчи: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19, 12). Увы, даже среди присутствующих, может быть, не все знают смысл того, о чём говорит Господь, а некоторые, может быть, даже превратно понимают эти Божественные слова. Безусловно, речь никоим образом не идёт ни о каком членовредительстве – у нас есть древние церковные каноны, которые отлучают мирянина и извергают вон из сана священника, превратно понимающего эти слова и действующего по букве, а не по духу.

Нет, Спаситель говорит о другом: иные люди рождаются на свет Божий, но не чувствуют нужды связывать себя брачными узами. Немного таких, но встречаются люди с подобным ангельским расположением. А вот другие были оскоплены от людей: то есть, взирая на девственную или безбрачную жизнь угодников Божиих или общаясь с теми, кто безвозвратно посвятил себя служению Творцу, пришли к убеждению, что и им должно вступить на этот блаженный и короткий путь, приводящий человека к полноте богообщения, если он стяжевает смирение, чистоту и любовь.

Есть же некоторые, кто, размышляя над тайной жизни и смерти, наподобие будущего святителя Филарета, митрополита Московского, сами выбрали этот путь совершенного богоугождения и вступили на него, впоследствии никогда не раскаиваясь, сознавая себя немощными и не способными выполнить всю полноту обязанностей относительно спутницы жизни – речь идёт о том, что муж призван просвещать свою избранницу, как словесную овечку, назидать собственным примером и вести её к нравственному совершенству, что, признаемся, далеко не у каждого получается.

Итак, Спаситель в сегодняшней беседе говорит с апостолами об огромной ответственности, которая лежит на каждом из нас. Избираем ли мы путь супружества или всецело посвящаем себя Богу, но взятый единожды крест нужно нести с верой, терпением и постоянством, не оказываясь в среде отступников и дезертиров – тех, кто теряет свою первую любовь к Богу или первую любовь к своей половине.

Святые отцы, размышляя над словами Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» – видят ещё иной таинственный смыл в этих Его словах о супружестве. Ведь наша душа, независимо от выбранного нами образа жизни, есть мудрая дева, по замыслу Божьему чающая пришествия и обручения с Женихом – Воскресшим Христом. Действительно, в таинстве Крещения каждый из нас вступил в этот нетленный и спасающий нас союз и призван употреблять всю полноту душевных и телесных сил, чтобы оказаться достойным избрания со стороны Спасителя, с тем чтобы само сердце наше стало чертогом, в котором Он, Жених наш, пребывает и царствует.

Вместе с тем, когда мы произносим обеты Крещения, а тем паче иночества, и обещаем Христу веру и верность, то мы, принимая Его как главу, принимаем и всю Церковь. Церковь есть Тело Христово. Христос под Своей главой объединил всё искупленное Им человечество. Будучи учеником Христовым, находясь в единении с главою  Церкви Христом, я нахожусь и в теснейшем единении со всеми членами Его Тела.

Вот почему некоторые святые отцы говорят о том, что душа христианская, особенно душа, воспринявшая иночество, есть как бы Адам, который обретает Еву, а Ева – это Церковь, это искупленное Христом человечество. И мы с вами, находясь в невидимом, но осязаемом верою союзе друг с другом, более всего должны бояться разделения, отсечения от тела Церкви. А единое осуждающее слово, неприязненное чувство, гнев есть страшный погибельный меч, который отсекает нас от Христа Искупителя и от Церкви Христовой, от наших братьев и сестер во Христе.

Соответственно, когда мы слышим таинственные библейские слова: «не хорошо быть человеку одному», «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2; 18, 24), то помышлять можно не только и не столько о тайне земного, тленного союза, сколько о том удивительном и непреходящем и воистину вечном нашем единении, которое дарует Христос, – с Церковью, условно Евой. И это не наши мысли, это святоотеческая мудрость.

Таким образом, никто да не почитает себя одиноким, оставленным, ненужным, обманутым, неудачником, коротающим свою жизнь где-то в вынужденном одиночестве. Нет! Все мы, причащаясь Святых Христовых Таин, соединяясь со Христом, как мудрая дева, вводимся в чертог единения с Ним. И вместе с тем всякий раз, когда мы причащаемся Тела Христова, мы обновляем наш таинственный союз с искуплённым Им человечеством.

Мы не одни, но во Христе, как птенцы под крылом, пребываем в теснейшем единении друг с другом. Христианин никогда не бывает один: Христос пришёл в этот мир, чтобы нас, дотоле расточённых и разрозненных, соединить в Теле Своём. И нужна мудрость и вера, нужно подвижничество в покаянии и молитве, чтобы от простого размышления и теории прийти к постижению и существеннейшему для себя убеждению, опытно сопереживать это радостное единение в Воскресшем Иисусе всех, кто верует в Него и возрождён благодатью Святого Духа.

«Что Бог сочетал [соединил], того человек да не разлучает», – в этих словах слышится запрет на всякое осуждение, недоброжелательство, гнев, злобу и прочие, внушённые сатаной, грехи, которые и посягают расторгнуть соединённое во Христе человечество под Ним, вечно живою нашей Главою – Воскресшим нашим Спасителем.

Будем причащаться Святых Животворящих Таин, молясь о том, чтобы Бог и даровал нам это таинственное сочетание с Ним и со всеми чадами во Христе, и, таким образом, радость соборного единства, единомыслия, блаженства во Христе никогда от нас не отлучалась.

Картина Александра Простева: Петр и Феврония.
Петр и Феврония
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные