Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Стоя у плащаницы...

Приступая к плащанице, хотя бы на секунду задумаемся над непостижимой тайной: святые Никодим и Иосиф, мироносицы, Пречистая Дева Мария видели пред собою бездыханного Иисуса Христа, Который свидетельствовал о Себе Своими нелживыми устами, что Он «путь и истина и жизнь». Был мёртв Тот, Кто изрекал иудеям: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей... Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт... Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек».

00:19:56
Стоя у плащаницы...
Протоиерей Артемий Владимиров

Мы совершили с вами вечерню и вынесли плащаницу, изработанную весьма искусно по древнему византийскому образцу одной нашей прихожанкой. Прикладываясь к плащанице, братия и сестры, обратим внимание на редчайшие святыни, которые, милостью Божией, всегда у нас появляются в Страстные дни: это часть самого Животворящего Древа Господня, часть подлинной Плащаницы Христовой, частица уз, которыми Спаситель был связан в Гефсиманском саду, а также частица тернового венца и губки, пропитанной уксусом, которую приблизили к устам Спасителя. Имея такие святыни перед глазами, мы прикладываемся с тем большей убеждённостью, что честь, воздаваемая образу, восходит к самому первообразу.

Прослушав сегодня уникальное творение древнего церковного гимнографа, мы как будто бы услышали голос Пречистой Богоматери, Которой не дано было принять участие в снятии Господа со Креста: этим, видимо, занимались благоговейнейшие Иосиф и Никодим, заблаговременно приготовившие и плащаницу, и ароматы. А вот затем, когда тело Спасителя нужно было приготовить к погребению, то святые жёны-мироносицы и, прежде всего, Матерь Божия, со страхом и ужасом, слезами и трепетом подошли к бездыханному телу своего Учителя, а Богородица — к Своему Божественному Сыну. И, конечно, только при содействии Духа Святого церковные писатели могли хотя бы в малой степени воспроизвести то, что Пречистая Дева не столько устами Своими изрекала, сколько чувствовала сердцем.

Приступая к плащанице, хотя бы на секунду задумаемся над этой непостижимой тайной: святые Никодим  и Иосиф, мироносицы, Пречистая Дева Мария видели пред собою бездыханного Иисуса Христа, Который свидетельствовал о Себе Своими нелживыми устами, что Он «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Был мёртв Тот, Кто изрекал иудеям:

...Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37);

...Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт (Ин. 11, 25);

...Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8, 51)

Взирая на истерзанное и совершенно обескровленное тело Прекраснейшего из сынов человеческих, они, участники этого погребения, видели закрытые очи Того, Кто, по выражению премудрого Сираха, имеет очи «в десять тысяч крат светлее солнца» (Сир. 23, 27), пред очами Которого всё обнажено и открыто, Того, Кто проникает Своим взором в самую глубину бездонного, как кажется, человеческого сердца. Прободённые руки Спасителя лежали вдоль тела, — те самые руки, которыми Он прикасался к параличным и расслабленным, восставляя их со одра. Те самые руки, которые умножали хлеб и рыбу, так что насыщаемы были и пять, и семь тысяч человек.

Взирали ученики Его на прободённые стопы Господа, которые ходили по водам Тивериадского озера. Взирали на уста Спасителя, из которых исходили глаголы жизни вечной. И в сердцах учеников ещё звучали слова: «Дети, да любите друг друга, как Я возлюбил Вас» (см.: Ин. 13, 34).

Между тем, как мы слышали в девятой песне этого плача Богородицы, Она изрекала в глубине сердца Своего: «Восстани, воскресни!» Только что говорила, что, сетуя, сойдёт с Сыном Своим во ад, — а Он действительно в это время Своей душою непорочной, неразлучной с Божеством, находился в преисподних земли, которая вся была освещена Его Божественным светом. Он изводил оттуда от века содержимых адом праведников, — и тотчас Матерь Божия в душе восклицает: «Воскресни, Сыне и Боже мой!» И Спаситель Духом Святым удостоверяет Её в этой вере.

Ведь и тело Господа Иисуса Христа, Которое не увидело тления, хотя было подвластно страданиям, также неразлучно с Божеством, как и Его, Господа, душа. И поэтому Иосиф с Никодимом и мироносицы прикасались к Самой Жизни! Они трепетно перепелёнывали тело Богочеловека плащаницей, удобренной ароматами и маслами, — как некогда делала это Богородица в отношении Богомладенца, —  и в конце перенесли его на каменную плиту, в новый Гроб, где ещё не было положено ни одно человеческое тело.

Наступило время великого покоя. Некогда проклятая за грех Адама земля, произращавшая терния и волчцы согрешившему человечеству, вздохнула облегчённо. Со Креста уже излилась драгоценная Кровь Агнца и омыла останки Адама, и земля, приняв в свои недра тело Божественного Мертвеца, вновь получила благословение, которого некогда была лишена по грехам первозданной четы.

Наступает Великая Преблагословенная Суббота, — воистину день покоя, который превышает постижение и слово человеческие.

Плащаница Успенского собора г. Смоленска. Выполнена в мастерской Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. Плащаница имеет дату создания - 1561 г.
Плащаница. Успенский собор г. Смоленска. Мастерская Ефросиньи Старицкой
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные