Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Что делать, когда влюбляешься?

Протоиерей Артемий Владимиров
Фото обложки книги «Что делать, когда влюбляешься?».
Книга «Что делать, когда влюбляешься?»
декоративная горизонтальная черта

На вопросы детей отвечает

протоиерей Артемий Владимиров.

Вопросы были заданы батюшке

на страницах журнала «Ступени»,

во время его выступлений и встреч с детьми.

 

Издательство «Филарет»

Москва, 2010

 

Священник радуется, когда школьники с доверием и искренностью задают ему вопросы на деликатные темы, желая разобраться, что такое хорошо и что такое плохо в их повседневной школьной жизни. Иным ответы батюшки могут показаться строгими, но это только по первому впечатлению. Задача пастыря – укрепить детей в подвиге противостояния соблазнам, задать нравственные ориентиры, необходимые для становления личности. Вопросы рязанских ребят, убежден, будут интересны всем школьникам, и не только им, но и родителям.

Протоиерей Артемий Владимиров,
настоятель храма Всех Святых, что в Красном Селе

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Почему мальчики любят девочек, но не подают вида, это же так приятно?

Мы все созданы для того, чтобы помогать друг другу, жалеть, служить друг другу. Мальчики и девочки должны управлять своими мыслями и чувствами, зная, что самая искренняя дружба и любовь у тех, кто твердо держится целомудрия, не позволяет себе не то что прикоснуться к лицу иного пола, но даже и посмотреть на него дерзко. Что же касается приятности, не будем слишком ценить это ощущение. Спросите любого наркомана, которого от гибели, и временной, и вечной, отделяет какой-то месяц: «Как же ты дошел до такой жизни, что потерял образ Божий и облик человеческий?» Он ответит: «Да так, приятно было нюхать, когда другие курили».

Почему плохо обниматься с мальчиками по-дружески?

Дело в том, что дружба – это высокий дар, который требует тактичного, деликатного, я бы сказал, чеховского отношения друг к другу. Чехов говорил, что в человеке должно быть все прекрасно: и его слова, и его одежда, и его глаза, и его обхождение. Так вот, если кто знает правила хорошего тона, кто знает правила этикета хотя бы на одну четверть, тот знает, что сокращать дистанцию в общении с мальчишками и вообще с лицами мужского пола и не прилично, и не гигиенично, и не эстетично. Девочка, которая допускает подобные вольности, роняет свой девичий авторитет в грязь. Она без пяти минут теряет свою честь, а честь – это то, о чем говорится: «Береги платье снову, а честь – смолоду».

Если девушка-старшеклассница думает о том, что в будущем ей быть невестой, уже представляет себе, какое подвенечное платье сошьет или приобретет ей мама, то она должна заботиться, чтобы по этому платью не ползали никакие гусеницы и пиявки, чтобы под этим платьем не водились головастики и жабы. Поэтому с мальчишками, юношами надо вести себя крайне осторожно, на расстоянии вытянутой руки.

Рекомендуется дружить со всеми вместе, но ни с кем в частности, не спешить. Для начала нужно хотя бы поступить в высшее учебное заведение или закончить какой-нибудь кулинарный колледж и получить удостоверение о его окончании со званием шеф-повара центрального рязанского общепитовского заведения. Словом, необходимо сформироваться как личность, приобрести трудовые и иные навыки, и в моральном и в интеллектуальном отношении представлять собой нечто схожее с Машенькой Мироновой. А кто такая Машенька Миронова, старшеклассницы должны бы вспомнить, если они читали повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Так вот, братцы мои, общечеловеческий исторический опыт показывает, что девчонка, которая, презрев указания совести, наставления родителей и заповеди христианские, показывает всем то, что скрывать надобно, и ходит мало того что с голым пупком, но еще на этот пупок нацепила, как мартышка, мамину брошку, взятую без разрешения, – опыт показывает, что такая егоза-стрекоза не будет не только понята, но и принята в приличном человеческом обществе. Такая разбойница-амазонка будет на самом деле презираема мужчинами, и, услышав об этой развязной особе, юноши будут говорить:

– Нет, я ей руки не дам.

– Почему?

– Брезгую. По ее разгульному, разболтанному, развратному поведению.

Кстати, уважающий себя юноша никогда не позволит себе приблизиться с нескромными намерениями к девушке, подобной вишне в цвету. Если это подлинный рыцарь, то он лишь издалека будет смотреть на нее с благоговением и кланяться, когда она входит в залу.

Если же вы дружите с такими юношами, которые распускают руки, смотрят на вас нецеломудренно и произносят дурные, пошлые, грязные слова, то я удивляюсь кругу ваших знакомых, потому что девушка-христианка – это недотрога, это оранжерейный цветок, это райская лилия, которую Самой Богородице нам будет не стыдно преподнести. Вот краткий ответ на ваш вопрос.

А ходить за руку можно?

Дорогие друзья, от малого греха до великого один шаг. А зачем ходить за руку, вы что, хромаете на обе ноги? У вас что, вестибулярный аппарат расстроился? У вас медвежья походка, носками внутрь загребаете? Только в том случае молодой человек имеет нравственное право под локоточек, легонечко, воздушно барышню поддержать, когда она входит в автобус, набитый до отказа. Или когда прекрасная незнакомка выходит из транспорта, тоже из приличия нужно помочь ей, чтобы ручка барышни оперлась на вашу твердую руку.

И есть еще один исключительный случай. Думаю, что не каждый день такое может приключиться: в Рязани на центральной улице вдруг разольется большая лужа, подобная той луже, которая описана Н. В. Гоголем в одном из его произведений (в Миргороде была такая лужа – не проехать, не пройти). Вот тогда, если вам нужно перейти через эту лужу, то вы, перекрестившись и помолившись, можете предложить свою помощь старушке Шапокляк и, призвав другого гимназиста, сделать «корзиночку». (Батюшка вместе с помощником делает «корзиночку»). Аккуратно приседаем, сажаем старушку, поднимаем ее, она от восторга болтает в воздухе ножками, мы несем ее бережно и переносим через лужу.

Какие еще дать вам наставления? Милые барышни, помните басню Крылова о мартышке? Все она вертелась, бедная, перед зеркалом часами, примеряя то очки, то всякую бижутерию. Имейте в виду, что не подкрашенные лица и приклеенные ногти, а девичья свежесть глаз и уст – это та красота, которая вдохновляла русских поэтов, в частности, Сергея Есенина, на воспевание богатства родной земли. Как батюшка, я скажу об этом в добродушном тоне, никого особенно не ругая и ни в кого не тыкая пальцем; запомним: в естественном нашем здравом, радостном, светлом расположении духа и заключается тайна красоты. А мы, батюшки, имеем твердую, сильную надежду вместе с родителями и воспитателями, что вы, дорогие друзья, выдержите испытания современной жизни и будете даже крепче нас и мудрее в вере и любви.

Что надо делать, если влюблена в человека, который старше тебя на 2, на 3 года или на 5 лет?

Прежде всего, желательно разобраться с самим понятием влюбленности, не является ли она в твоем случае каким-то вирусом, наподобие гриппа или краснухи? И действительно, постараемся любить всем сердцем Господа и Его заповеди. Постараемся чтить не словом только, но и делом наших родителей, приобрести подлинную любовь к Отечеству, сохранять дружеские отношения с нашими одноклассниками. И если мы действительно научимся молиться Богу и жалеть людей, то всякие пристрастия сами собой оставят наше сердце, и оно, особенно после исповеди и причащения, вновь обретет покой, мир и равновесие, которые делают нас счастливыми. Давайте, братцы, в 5 классе не будем заглядываться на «старичков» из 9-10 классов и не высасывать из пальца фальшивой влюбленности... Мы не рабы, рабы не мы, но призваны оставаться свободными от этих «телячьих нежностей».

Мальчишки нас, девочек, бьют в школе. Мама говорит, что они так выражают свои хорошие чувства. Неужели они не могут по-другому?

Я считаю, что бить и в глаз, и в бровь – это не любовь, а дурь, заслуживающая наказания. Да, действительно, мальчики, для которых девочки становятся предметом затаенного интереса, часто не знают, как его выразить достойным образом, и поэтому, не отличаясь ни интеллектом, ни широтой познаний, не умея играть на музыкальных инструментах, даже не будучи в состоянии по-человечески поговорить, заигрывают с девчонками таким неуклюжим, грубым, я бы сказал, медвежьим способом. Могут грубо толкнуть, бросить портфель в их сторону. Это, конечно, признак недоразвитости, признак не просто узости кругозора, но элементарной тупости и невоспитанности. Единственное, что извиняет мальчиков в этом случае, – отсутствие положительных примеров и хорошего воспитания.

Думаю, что девочки не должны в ответ бросать в юношей тяжелые предметы (это может привести к детскому травматизму), но вместе с учителями, классными руководителями должны вызвать мальчиков на серьезный диалог и предложить им иные формы общения, которые не были бы опасны для девочек и позорны для мальчиков.

Почему моя подруга, когда я нахожусь в школе, меня как будто бы не замечает, а вот едва лишь выйду из школы, почти всегда ходит со мной? Что мне нужно при этом делать и как к этому относиться?

Вопрос очень непростой, этический, говорит о сложностях взаимоотношений между собой представительниц женского пола. «В школе подружка на меня внимания не обращает, а вне школы приклеивается ко мне, как жвачка». Нужно разобраться, что за этим стоит. Может быть, она не хочет афишировать, показывать всем и вся вокруг себя, как она ценит вас и общение ваше с нею. Поэтому в школе она держится весьма осторожно, прячется от вас, как куропаточка, но, надеюсь, молится за ваше здоровье. А вот вне школы, где уже не так много глаз устремлено на вас и на однокашницу, она подходит к вам без стеснения, выказывает знаки своего расположения, говорит: «Ты моя подружка навеки». Если ее отстранение от вас в школе имеет эти причины, если она не хочет, чтобы все видели, как вы дружите, то это более или менее утешительно. Но если она думает угодить и нашим, и вашим, если она стесняется вас, если она дружит с какими-то особами, которые почему-то не вполне хорошо к вам относятся, и из человекоугодия боится к вам приблизиться, – это наблюдение, конечно, не в пользу подружки. Я надеюсь, что в вашей гимназии все-таки никто друг другу не устраивает бойкотов, что вы не делитесь на партии в нашем и без того разрозненном современном обществе и живете по девизу «один за всех и все за одного».

И дай Бог, чтобы всё у вас было в гимназии просто – «где просто, там Ангелов со сто!». Думаю, что если мы, педагоги, будем в этом подавать вам пример, сияя, как красное солнышко, то и дети, словно птички-невелички, будут радостно щебетать, считая часы, когда же они, наконец, придут в родную гимназию и увидятся со своими любимыми друзьями.

Почему есть люди, хотящие подчинить себе других?

Потому что не во всех живут те смирение и кротость, которые заповедовал нам Господь.

Почему обижаешься, когда кто-то одерживает верх?

Все мы поначалу бываем маленькими глупышками, а когда подрастаем, начинаем смотреть даже на обидчиков с благодушием и, уступая, нисколько не огорчаемся.

Что делать, если кажется, что с тобой никто не дружит?

Во-первых, хорошенько и старательно перекреститься (не зря же говорят: креститься надо, когда кажется), а во-вторых, появляться в классе со светлым, приветливым лицом, стараясь понять, кто нуждается в нашей помощи, а саму помощь предлагать совершенно бескорыстно. Поверь, уже через месяц вся школа выстроится в очередь, желая записаться к нам в друзья.

А если я не дружу, почему меня заставляют?

Потому что нельзя жить в обществе и быть оторванным от него. Ребята, давайте жить дружно. Так говорил кот Леопольд, и батюшка с ним совершенно согласен.

Почему есть умные и глупые люди?

Очевидно, для того, чтобы глупые могли поумнеть. А умные терпели, снисходили, любили тех, кого они превосходят. И таким образом возрастала бы в мире любовь.

Что делать, когда тебя обзывают?

Могу сказать, чего не делать: не обижаться, не уязвляться, не раздражаться, не кусаться и не драться. Но как же относиться к обзывателям и ругателям? Примерно так, как врач-психиатр относится к поступившим в психиатрическую лечебницу пациентам: с пониманием, снисхождением и спокойствием. На ругателей и обзывателей не обижаются, но смотрят с широко раскрытыми глазами и говорят с теплотой в голосе: «И как же ты, милый, дошел до такой жизни? Ведь все несчастье твое, быть может, заключается в том, что ты не успел произойти от обезьяны».

Можно ли ходить на дискотеку? И где находится рай?

Каждый из нас должен в своей жизни и в каждом отдельном поступке искать нравственную цель: во имя чего ты действуешь, каков смысл твоей деятельности, что влечет тебя на дискотеку? Ты даешь себе в этом отчет? Желание общения со сверстниками. Но какое оно может быть – общение – среди юношей и девиц, раскрасневшихся, разгоряченных диким роком (вовсе незаслуживающим наименования музыки), жующих под трескучий вой колонок жевательную резину, часто подогретых спиртными напитками? Не говорю о нынешних наркоманах, стремящихся именно на дискотеках распространять свой смертоносный товар, вовлекать новые и новые жертвы на круги ада. Что ищешь ты на дискотеке? Возможности поразмяться, возможности порезвиться? Но, согласитесь, есть большая разница между оздоровительной гимнастикой, занятием спортом в гимнастическом зале или на лоне природы и «бесиловкой», как учителя называют вечерние собрания в школах, превращающих классную залу в зверинец, а детей – в древопитеков и питекантропов, теряющих образ Божий и человеческий. Думаешь, что дискотека поможет тебе сохранить девичью честь, невинность, стыдливость? Как раз наоборот. Иные сбитые с толку юные особы потому и тянутся в эти клоаки, что хотят поскорее скинуть с себя покровы целомудрия и превратиться в двуногих страусов, человекообразных обезьянок, лишенных всякой скромности и стыда. Из моих ответов, думаю, дорогие читатели поняли, что не только «не можно», но совершенно не нужно посещать эти злачные места, над входом в которые всего уместнее было бы написать крупными, черными, как ночь, буквами: «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

Дискотеки с лязгом рок-музыки, то вспыхивающими, то гаснущими разноцветными фонарями всего нагляднее свидетельствуют, что ад начинается уже на земле. Где же начинается рай? Очевидно, вовсе не там, где с уст сыпятся пошлые, циничные слова, где общение завершается либо драками, либо развратом. Но рай – это то место, где царствуют тишина и вера, сердечное милосердие и кротость, духовная радость и молитва, чистота сердца и телесное воздержание. Да есть ли на земле такое место, где указанные добродетели, взявшись за руки, осеняют своим покровом души человеческие? Войди, читатель, под своды православного храма, поставь свечу пред иконой Богоматери, вслушайся в неспешные, величественные, настраивающие души на возвышенный лад церковные песнопения, и ты поймешь, что счастье и близко, и возможно. Храм Божий есть преддверие рая на земле.





СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные