Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Что вы ищете живого между мёртвыми?»

Эти слова из Евангелия от Луки нуждаются в нашем осмыслении. Потому что, заглядывая в пещеру, во гроб нашего сердца, мы часто употребляем многие усилия, думая обрести Спасителя там, где Его, по существу, и нет – между мёртвыми.

00:11:52
«Что вы ищете живого между мёртвыми?»
Протоиерей Артемий Владимиров

Песнопением “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…” мы вступаем с вами в приуготовительные по отношению к Великому посту седмицы. А начнётся он уже достаточно скоро.

Завтра предметом нашего внимания будет притча Господа о мытаре и фарисее и то малое, но спасительное моление: “Боже, милостив буди ми, грешному”, которое возносил смиренный человек из глубины сокрушенного сердца.

Готовясь к воскресной Литургии, вновь мы со страхом и трепетом вместе с мироносицами в ночи движемся ко Гробу Господню, который, к изумлению верных учениц Спасителя, оказался и отверст, и празден – пуст. Тело Иисусово мироносицы не нашли там, и некого было им помазывать ароматами. Зато они услышали слово небожителей, которые в образе светоносных юношей вещали: “Что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес…” 1. И всякий раз, когда мы осмысляем эти богодухновенные свидетельства, то переносим их на себя: ведь не одни мироносицы, но все чада Матери Церкви и тогда, и позднее, и ныне устремляют свои мысли ко Господу Иисусу Христу. И, по существу, вся наша жизнь (и внешняя, и внутренняя) есть напряжение, искание, устремление ко Спасителю. 

Однако видим, что святые ученицы ищут Его во плоти, точнее, ищут Его как человека, хотят, по естественному побуждению преданности и любви, оказать почесть растерзанному, бездыханному телу Господа своего. А Его не было там, куда они с таким страхом и молением стремились, будучи готовы пожертвовать собственной жизнью.

Вышеупомянутые слова из Евангелия от Луки тоже нуждаются в нашем осмыслении и приложимы к нам. Потому что, заглядывая в пещеру, во гроб нашего сердца, мы часто употребляем многие усилия, многие годы, думая обрести Спасителя там, где Его, по существу, и нет – между мёртвыми. А таковыми для нас являются, во-первых, воспоминания, а во-вторых, мечтания – всё это произведения нашей души, произведения, смешанные с неприметной деятельностью лукавого духа. 

Однако мы настолько привыкли внутри себя иметь дело с мыслями и образами, что кажется невозможным представить себе мыслительную деятельность и жизнь нашего духа вне этих бесконечных верениц мысленных образов и картин, которые мы порождаем без всяких усилий со своей стороны.

Однако небо нас предупреждает, что на земле Христа Спасителя не обрести. И необходимо убедиться в том, что мысли и образы суть нечто мёртвое, то, что не несет в себе жизни. Мысли и образы, фантазии и мечтания представляют собой некое тонкое вещество, порождаемое нашими психическими усилиями. Равно и демоны, как духи, скитающиеся по земле, они ничего не могут нам предложить, кроме вот этих “рожков” (говоря словами притчи о блудном сыне), кроме мечтаний, которые мы привыкли тотчас принимать без исследования, как будто желая напитать ими ум и сердце. Однако всякий знает, что человеческая душа остается алчущей и жаждущей, более того, она получает непомерно для себя великий вред, сама оказавшись погружённой в эту вещественную космическую стихию наших помыслов и образов.

“Его нет здесь: Он воскрес”, – говорят Ангелы святым мироносицам. И, по счастью, поспешая к апостолам, они видят Спасителя, победившего смерть, и некоторые из них, прежде всего Пречистая Дева, удостаиваются прикоснуться к Его стопам. 

Ученику Христову надлежит возводить, спустившись во гроб сердца своего, очи на небо, надлежит отбрасывать от себя, сопротивляясь всякому вещественному образу, всякий помысел, входящий в пространство души, взывать к Небесному Богу, Который нам соприсутствует, Который нас видит и слышит, как учит Мать Церковь, добиваясь, чтобы ум наш – духовная сила, в нас живущая – был безвиден, прост, бесцветен. Чтобы мы лишь святою верою обнимали вездесущего Господа и в живом убеждении, что предстоим Творцу неба и земли, как мытарь, сокрушенно призывали Воскресшего Иисуса. 

И тот, кто не ленится этим заниматься, постоянно и в течение дня борется, соскальзывает вниманием с молитвы, возвращается к ней, не приходит в уныние и отчаяние из-за обилия упомянутых помыслов и мечтаний, мало-помалу, сначала редко, а потом всё чаще и чаще нащупывает самый нерв духовной жизни, когда душа вдруг освобождается от докучающих, пленяющих, теснящих, удушающих её мыслей и образов и начинает молиться чисто, сердечно, сокрушенно, входя в вышеестественное чувство присутствия ей Самого Воскресшего Спасителя.

В этом нам помогают, прежде всего, Божественная Литургия, таинство покаяния, святая Евхаристия, так что раз от раза мы приближаемся к нашей заветной цели. А лучше сказать, Сам Господь приближает нас к Себе, радуясь, если мы подвизаемся законно – то есть радеем об очищении ума и сердца от “мысленных мертвецов” – мечтаний, воспоминаний и всяких ненужных образов и помыслов.

 


1 Лк. 24, 5 – 6.
Икона: Жены-мироносицы у Гроба Спасителя.
Жены-мироносицы у Гроба Спасителя
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные