Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Чудесное детство святого Иоанна Предтечи

Беседа о Промысле Божием, явленном в жизни святого Иоанна Пророка. Сердце его не озабочивалось ничем земным для того, чтобы оно узнало в пришедшем на Иордан Иисусе Агнца, берущего на Себя грехи мира.

00:14:10
Чудесное детство святого Иоанна Предтечи
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с днём рождения, рождества величайшего из людей, рожденных земной матерью. 

Господь засвидетельствовал о святом Иоанне как о человеке, говоря современными словами, уникальном – избранном для особого служения приуготовлять людей к принятию Слова воплощенного, Мессии. Конечно же, этим свидетельством Господь призывает нас вдумываться, всматриваться в жизнь и обстоятельства вхождения в этот мир святого Иоанна Предтечи. Коль скоро он всех ближе к Богу после Богородицы, коль скоро ему уготовано беспримерное служение, уступающее только служению Боговоплощения – служению, которое восприняла Пречистая Дева Мария.

Конечно, явление в мир этого младенца и последующие обстоятельства его жизни должны были быть окружены какими-то совершенно особыми событиями. И это действительно так – чем выше избрание, тем больше испытаний. Чем больше благодати, тем беспощаднее брань с врагом рода человеческого. И хорошо об этом говорил святой Иоанн Предтеча:«Никто не может брать ничего на себя, если не будет это ему даровано свыше»1. И апостол Павел вторит: «Не мечтайте о себе, но последуйте смиренным»2.

Каковы же эти скорби и удивительные обстоятельства вхождения в мир и взросления младенца Иоанна, сродника Господа Иисуса Христа по плоти? Мы помним ужас Иродова гонения на младенцев, беспримерного в древнем мире. Отродясь не было слыхано, чтобы за беспомощными невинными младенцами, которых, по слову царя Давида, Бог хранит3, охотились взрослые люди. Может быть, только в стародавние времена, когда по приказу египетского фараона истребляли еврейских младенцев мужеского пола.

И святой Иоанн не избежал этого жребия – демоны в образе человеческом, слуги Ирода, пришли в Нагорную страну, и там они думали пролить кровь младенцев. И можем представить себе положение уже престарелой матери, которая и не верила своему счастью, держа на руках Богом данное дитя. Дитя, обетованное Ангелом. Дитя, рождение которого было сопровождаемо чудесами – немотой отца и разрешением его от этого недуга после наречения имени младенца – Иоанн. Дитя, которое приветствовало Господа, находившегося в утробе Пречистой Девы. Дитя, благодаря которому Елисавета исполнилась пророческого дара, Духом Святым изрекши Пречистой Деве исполнение Её чаяния. И вот этого младенца, едва лишь он появляется на свет Божий, хотят истребить злые люди и устраивают самое настоящее гонение на семью священника Захарии: священник был убит прежде в храме, а Елисавета спасается бегством.

Жизнеописание святого Иоанна Предтечи трогательно рассказывает, как, задыхаясь от волнения, его престарелая мать пытается скрыться от алебард и секир этих безжалостных воинов. От отчаяния она обращается к горе, чтобы та сокрыла её. И на ней исполняется слово Христа: если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе: «двигнись в море», и будет по слову вашему4. Гора расселась – место это и поныне можно найти на Святой Земле – и святая Елисавета сокрылась в этой впадине, в пещере. Воины остались ни с чем, а она от избытка чувств вскоре умерла.

И это, наверное, самое удивительное обстоятельство в жизни младенца Иоанна – он остается совершенно один. Не способный ни накормить себя, ни сохранить от холода. Беспомощный недельный младенец остается совершенно один в пустыне, и Господь являет над ним богатство Своего Промысла. Об этом мы узнаём из церковного предания, которое сообщает о диких ланях, приходивших к младенцу и питавших его молоком. Остается только недоумевать, как он не умер от холода в ночное время? Может быть, эти же лани согревали его теплом своего тела? Как он мог год, два, три, пять, не приспособленный ни к чему, оставаться вдали от человеческих жилищ, не чувствовать тепла женских рук? Как он вообще возрастал, по слову евангелиста Луки, укреплялся духом, жил в пустынях? Удивительное, если так вдуматься и призадуматься, свидетельство Евангелия.

Божественная благодать и Ангелы окружали этого необычного младенца, который смотрел на чистоту небес, на красоту девственной природы и, наверное, как Сама Пречистая Дева в Её нежном детстве, общался с Господом. Господь открывал ему, Иоанну, Свои тайны, и тот мало-помалу, до 30-летнего возраста, как лилия пустыни, исполнялся духом, будучи сосудом смирения, чистоты и премудрости. Не зная никаких похотений, а точнее, отсекая их ещё прежде, чем они воздействовали на него, он был приуготовляем к своему служению. Он только на шесть месяцев опережал Господа Иисуса Христа, своего двоюродного брата по плоти. 

Пришёл он в духе и силе Илии. Дух Илии – это девство, в Ветхом Завете редчайший пример сохранения девства ради Христа. Сила Илии – это обличение. Не то, которое унижает и озлобляет, а то, которое умягчает сердца, сокрушает гордыню и побуждает слышавших эти обличения – «порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева»5, – идти и каяться в реке Иордан.

Иоанн Предтеча потому не видел лица человеческого, не видел ничего земного, не имел никаких житейских попечений, что ему, единственному из всех людей, надлежало распознать голос Небесного Отца, возгремевший над Иорданом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение». Потому он не видел ничего из житейских сцен, что ему надлежало, может быть, единственному из всего рода человеческого прежде Боговоплощения, увидеть Духа Святого в образе голубя. Сердце его не озабочивалось ничем земным для того, чтобы оно узнало в пришедшем на Иордан Иисусе Агнца, берущего на Себя грехи мира. Рука его не прикасалась ни к какому предмету домашнего быта, потому что надлежало ей прикоснуться к главе Церкви, главе Господа Иисуса Христа, когда Спаситель мира входил в Иордан.

И мы сегодня с вами чествуем этого величайшего пророка, младенца. И конечно, в заключение ещё должны вспомнить, как радовались о его рождении все, кто только был свидетелем его явления на свет. Вся окрестная страна, все соседи, ближние, дальние, узнав в определенной мере о чудесах, сопровождавших его рождение, радовались, благоговели, исполнялись трепета, говоря: что будет из этого младенца?

Ведь и поныне каждый младенец является Богом сотворенным, бессмертным существом, по образу и подобию Творца. С каждым младенцем сопряжён Промысл и всё богатство милости Божией. И нам остаётся только молиться о том, чтобы Господь хранил младенцев и вразумлял родителей, потому что нет никого, кто являлся бы лишним, ненужным человеком, но с каждым из них сопряжена и тайна Боговоплощения, пришествия в мир Искупителя.

И наверное, к себе мы можем это приложить, потому что Господь по преизбытку Своей милости вчинил в род земнородных и каждого из нас, сопрягая с жизнью каждого из нас Свои планы, Свой Промысл. И нам должно, конечно, оправдать это доверие и милость Божию. Всегда каясь в несоответствии богатству замысла Божьего и всегда молясь, чтобы Господь восполнил недостающее, и, таким образом, мы послужили славе Божией как жизнью, так и нашей собственной кончиной.


1 См.: Ин. 3, 27.
2 См.: Рим. 12, 16.
3 См.: Пс. 114, 5.
4 См.: Мф. 17, 19.
5 См.: Мф. 3, 7.
Икона святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.
Святой пророк Иоанн, Предтеча и Креститель Господень
декоративная горизонтальная черта
Беседа