Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Чудо прозрения

Проповедь об исцелении слепорожденного Вартимея. Для того чтобы и нам, подобно Вартимею, прозреть, необходимы самонаблюдение, плач и непрестанная молитва Иисусова.

00:12:13
Чудо прозрения
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с воскресным днём и памятью ныне чествуемого преподобного Максима Грека.

Мы с вами, готовясь приобщаться Святых Христовых Таин, ещё раз вспомним, как слепец Вартимей, не видевший света земного телесными очами, но прослышав об Иисусе из Назарета, свершавшем дивные исцеления и чудеса, возвысил свой голос и, теснимый зрячим народом, громко восклицал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10, 47). Сердцеведец Господь, Который смотрит не на лицо и слышит не внешний лишь звук голоса, но испытует сокровенное содержание сердца, тотчас остановил Своё внимание на этом несчастном человеке, которого к тому же ещё и укоряли фарисеи, их ученики: что это он так обращается к Иисусу, никому не известному? Однако Вартимей, воодушевленный верой в этого удивительного Человека, кричал ещё пуще. И наконец, сбросив верхнюю одежду, он пошёл по направлению к Спасителю, где Господь прямо вопросил: «Чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть» (Мк. 10, 51). И очи его, Вартимея, просветились, и он увидел мир вокруг себя.

С такой-то верой и целеустремлённостью подобает ученику Христову искать Господа своего. Тем паче, что сердечное око наше, увы, прикрыто бельмом, и не так просто в заповедях блаженства Спаситель говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Священное Писание прямо называет тех, кто не имеет сердечной чистоты, слепыми. «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17-18).

Остаётся только разобраться, что является причиной слепоты человеческого сердца и как от этой слепоты избавиться, если источником света является Сам Христос, Свет истинный, а лучи, которые исходят от этого Солнца, суть движения, действия, проявления Божественной благодати. Искра этой благодати сокрыта в нашей душе.

Что мешает нам скинуть бельмо и избавиться от своей подслеповатости и невозможности видеть невидимого Господа? В первую очередь, это мечтательность как привычка представлять и воображать то, что мы не слышим, о чём не говорим, или, как говорят, визуализировать, то есть во внутреннем мире нашей души бесконечно рассматривать представления о мире, о людях, о прошлом, о будущем. Человек почтён творческой энергией, и воображательная сила имеет право на существование, но не в том виде, в каком она проявляется у нас. Когда человек живет в неком иллюзорном, воображаемом мире, и каждое новое впечатление, каждая новая встреча у него обязательно имеет это продолжение в глубинах души. Когда облеплённый помыслами, мечтаниями, человек замыкается сам в себе и думает, что это относится к нормальной психологической, интеллектуальной деятельности.

Священное Писание свидетельствует, что это совсем не то, что нам нужно. Потому что ум человека, как и дух его, прост, безвиден и бесцветен. И Бог так устроил человека, что правильная молитва предполагает абсолютную свободу, недопущение в пределы сердца никаких мечтаний. И, приближаясь ко Христу, сняв верхнюю одежду, то есть освободившись от порочных навыков и явно греховных дел, через покаяние мы должны заняться очищением своего сердца.

И прежде всего мы должны быть весьма бдительными, чтобы отгонять назойливые мечтания и зрительные представления, которые берут особенную силу над людьми, устремляющими свой взор в бесконечное телевидение, компьютерные сюжеты, способные поработить человеческое сознание.

Избавиться от этой напасти может только человек, полюбивший молитву. И не об утреннем и вечернем правиле идет речь, а о том, чтобы в течение всего дня предстоять невидимому взору Божию. В течение всего дня призывать Христа, Пречистую Богородицу, познав на собственном опыте, какую Божественную силу имеет имя Иисуса Христа, когда в душе мы просим Господа нас простить, поддержать, благословить, вразумить, произнося: «Иисусе Христе, очисти, помилуй, помоги! Господи Иисусе Христе, помилуй меня!»

Тот, кто займётся основательно этим делом, не может вскоре не почувствовать, что такое очищение ума от названной мною коросты – зрительных, мечтательных представлений и помыслов. Ему откроется ещё одно повреждение ума, которое именуется худомыслием, или праздномыслием.

Мы настолько привыкли с детских лет беседовать с самими собою, находиться наедине с собственными мыслями, что постоянно их разбирая, отдаваясь их потоку, который иногда бывает неконтролируем, почитаем внутренней жизнью вот это бесконечное течение хаотических мыслей. Однако жить наедине со своими мыслями – невелик удел для православного христианина. Мы, мало-мальски знакомые со Священным Писанием, знаем, что именно через худые мысли, равно как и лукавые представления, о которых мы сказали, дух тьмы очень удобно присоседивается к нам и начинает воздействовать на нас, отравляя нас мыслями нечистыми, злобными, гордостными, закрывая нам свет Божий со всех сторон. Те, кто хотел бы выйти из этого порочного круга мыслей, которые владеют нами, должны знать, что без молитвы, как постоянной внутренней обращенности ко Христу, тут не обойтись.

И отчасти почувствовав свободу, которая приходит не сразу, но как результат постоянной бдительности, самонаблюдения, постоянного отсеивания, открещивания от худых мыслей, мы увидим, что есть ещё более глубокие залежи в сердце человека – это чувства, стихия испорченного сердца: ощущения гордостные, тщеславные, то, что относится к мнительности, к обиде, плотской нечистоте, а особенно к неприязни, к отторжению от людей. И только молитва, только постоянное самонаблюдение, только плач души, обращённой ко Христу, может привести и обязательно приведет к чудесному духовному исцелению: «Иисусе Наставниче, очисти мя! Господи, даруй мне прозрение! Господи, очисти меня от мечтательности худомыслия, дурных ощущений! Сердце чисто созижди во мне, Боже, дух прав обнови во утробе моей». Ибо без Божией помощи не может человек обрести сердце чистым, привести к иному, возрожденному состоянию ума и сердца, когда человек стоит пред невидимым Богом, убеждён в Его соприсутствии, обращает к Нему дух свой, прилепляется к Нему мыслью: «Иисусе Христе, помилуй меня! Пресвятая Богородица, помоги мне!», но не допускает в пределы своей души ни одну из упомянутых мною язв – мечтательность, дурномыслие и худые ощущения.

И здесь-то и ждут его чудные открытия, потому что Бог, соединяясь с нами в таинстве Причащения, силен совершенно иным образом явить Своё присутствие в нас, силен наше сердце соделать смиренным и кротким, и проницательным. Так чтобы мы без всяких слов и ощущений, мечтаний и помышлений, единые с Единым Богом беседовали и понимали, что Он есть наш свет и воздух, и пища, и самое спасение.

Сказать об этом проще, чем начать этим заниматься. Однако читая внимательно Евангелие, мы увидим, что каждый христианин, независимо от звания и состояния, призван к упомянутой чистоте сердца. Тогда-то он и вступит в область чистой молитвы, которая насытит душу и даст нам великую радость богообщения, великую радость предстояния Создателю. Аминь.

 

Исцеление слепорожденного
Исцеление слепорожденного
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные