Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Царство Божие внутрь вас есть»

Проповедь в день иконы Матери Божией «Целительница», на евангельское чтение о благой части, которую никто не отнимет от ищущих её. Пресвятая Дева эту благую часть нашла и была счастлива в этом мире.

00:16:06
«Царство Божие внутрь вас есть»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с праздником иконы «Целительница», чтимой некогда в нашей обители.

И, конечно, всякий христианин, рассматривая свои душевные и телесные раны, и поневоле молится о даровании ему исцеления, связывая свою надежду с предстательством Пречистой Богородицы. Матерь Божия в силу исключительного боголюбия Своего обрела полноту душевного и телесного здравия, совершенно предав Себя Божественной благодати – благодати, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей1. В Богородичные праздники мы всякий раз получаем назидание о том, по какому пути двигаться, чтобы предоставить себя полностью под управление Божественной благодати, предоставить Духу Святому возможность врачевать наши душевные и телесные раны.

Вот Марфа, видимо, до поры до времени не слишком глубоко прочувствовала немощь собственной природы, глубину своего падения, степень нужды в Божественной благодати. Она руководствовалась прекрасным, но внешним чувством долга, необходимости принять такого высокого Гостя, послужить Ему как человеку, не чуждому обыкновенных потребностей. Мария в тот час явила куда большую глубину самопознания – для неё Иисус Христос был не просто другом её брата Лазаря, не просто высоким гостем, слух о котором обошёл всею Палестину, но очами веры она созерцала в Нём и духом почувствовала в Нём Того, Кто был изначала. Того, Кто образовал её, Марию, во чреве матери. Того, Кто есть Альфа и Омега, начало и конец бытия человека. И поэтому она позволила себе забыть о самом необходимом и естественном законе гостеприимства, она оставила всё человеческое, как и мы с вами слышим на Божественной литургии: «Да молчит всяка плоть человеча ... и ничто же земное в себе да помышляет... Се бо входит Царь славы»2. Божественная благодать открыла святой Марии, что пред нею Сам Творец и Судия этого мира.

И поэтому, как дитя, чем-то впечатлённое, увлечённое, она во мгновение ока оставляет внешнее служение, садится у стоп Спасителя, находясь, безусловно, в необычном, вышеестественном состоянии, совершенно непонятном для тех, кто оставался при своём служении. Она устремляет взор ко Христу и внимает каждому Его слову, которое для неё уже не просто слово человеческое, но слово Живого Бога, слово зиждущее, то слово, которое некогда привело мир из небытия в бытие. Это слово, с верой принимаемое, приносило святой Марии нечто непостижимое – оно врачевало её страсти, оно изглаждало из совести её грехи (а ведь они есть у каждого человека). Она была в тот момент младенцем, который, припадая к материнской груди, забывает обо всём. На ней, может быть, исполнились слова из 8-го псалма царя Давида: «Из уст младенец и ссущих – припадающих ко груди, – Ты, Господи, совершил еси хвалу».

И Спаситель, как мы видим, не осудил Марию, потому что Он сердцеведец. И в ответ на упрёк Марфы, которая ещё оставалась в этом видимом мире и в своих временных понятиях, сказал, что Мария нашла некую часть, сокрытую от Марфы, благую часть, которая от неё не отымется. Эту часть, безусловно, каждый из нас призван искать. Не зря же говорит Господь: Ищите, и найдете; просите, и дано будет вам; молитесь, и получите; стучите, и отворят вам3. И это такая часть, которую никто – ни люди, ни Ангелы, ни стихии, ничто земное не может у нас отнять. И каждый, как бы ни было ему тяжело, скорбно, неуютно, подчас безотрадно, должен вспоминать эти слова Христа о том, что есть некая часть Марии, и она находится в нашей власти: если захотим, то её обязательно найдём. Эта часть сокрыта от тех, кто считает себя умным и разумным. Сокрыта от тех, кто, радея о букве, забывает главные потребности своего духа. Мы все таковы, однако ищущий обретает, стучащему отворят. Эта часть есть, несомненно, внутренняя обращённость нашего духа ко Спасителю. И, как бы ни были сложны внешние обстоятельства жизни, для того, кто хочет быть такой Марией, они, эти обстоятельства – самые благоприятные. Любящему Господа всё содействует ко спасению. Чем меньше нас утешает наше внешнее положение и всё, что нас окружает, тем легче нам, разочаровавшись во внешнем, искать внутреннего. А Спаситель этому будет рад. Ведь Он Сам сказал: «Царство Божие внутрь вас есть»4.

И дай Бог нам с вами не промахнуться, не пройти мимо, но, делая всё необходимое и претерпевая то, что Бог попускает, от самого сознания нашей немощи и бессилия опуститься в глубины нашего духа, где Господь нас ждёт. Чтобы, говоря духовным языком, пав ниц к Его стопам, нам возвести свой взор и обратиться к Нему слухом, сердцем, душою, а уж Он непременно исполнит Свое апокалиптическое слово: «Стою у сердца вашего, и стучу, отворите Мне. Кто услышит Меня, войду к нему и тот будет вечерять со Мною4». Как Пречистая Богородица от младых ногтей до исхода, находясь в очень сложном положении – вспомните, сколько зависти, ненависти, убийственных намерений со стороны соплеменников Её окружало, – однако Она эту благую часть нашла и была счастлива в этом мире, чая переселения в иной, лучший мир.


1 Из мо­лит­вы ар­хие­рея при пос­вя­щении во свя­щен­ни­ка и диа­ко­на.
2 Песнопения Страстной седмицы.
3 См.: Мф. 7, 7 – 8.
4 См.: Откр. 3, 20.
Икона Божией Матери
Целительница
декоративная горизонтальная черта
Проповедь