Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Да любите друг друга

Протоиерей Артемий Владимиров

– Отец Артемий, может ли брак быть гармоничным, если достигнут ухищрениями, лукавством и давлением одной стороны?

– В самом вопросе уже содержится ответ на него, не правда ли? Такой брак не может выдержать испытания временем. В редчайших случаях другая сторона, полностью смирившись и восприняв свершившееся как волю Божию, понесёт иго этого «странного» супружества с терпением и благодарением. Думаю, что в наше время подобных агнцев и агниц не встретишь.

Любовь по определению есть область свободы. «Насильно мил не будешь», – гласит русская пословица. Всё, навязанное человеку вопреки свободному движению души, отторгается со временем. Вспомним, что «благодать не насилует», а христианский брак держится именно благодатью Христовой, сходящей на сердца брачующихся по их желанию и горячей молитве.

Под счастьем мы в большинстве случаев разумеем внутренний покой, радость и довольство... Но могут ли они поселиться и долго удерживаться в сердце при внутреннем отчуждении от суженого, с лукавством или насильством добившегося своего? Есть поговорка «Стерпится – слюбится»... Однако и она предполагает приятие своей половины умом и сердцем, сколь бы неожиданным ни оказалось решение о заключении брака.

 

– Как вы относитесь к браку, заключённому посредством коммерческого контракта?

 

– Когда великая княгиня Елизавета Феодоровна выходила замуж за великого князя Сергия Александровича, дело не обошлось без брачного договора, текст которого сохранился. При этом брак был на редкость гармоничным. Почему? Потому что они искренно полюбили друг друга. Это решает всё.

По тем или иным обстоятельствам (например, по настоянию родителей) может быть избрана эта форма, регулирующая имущественную сторону дела. Но суть в ином – в готовности обеих половин служить целому, то есть семье, и в желании скрепить взаимную решимость обетами любви и верности в Таинстве венчания.

Конечно, если в головах у брачующихся один земной расчёт – «без Божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви», – ничего хорошего от подобной пошлой «сделки» ожидать не приходится.

Так как в идеале брак для нас есть единство трёх слагаемых – духа (православная вера), души (взаимная симпатия, общность интересов, жизненных воззрений и принципов, тождество бытовых установок, узнавание друг в друге своей долгожданной половины) и тела (стремление друг ко другу во исполнение заповеди о родовой жизни), то «коммерческие виды» в браке в качестве доминанты неизбежно обернутся затяжным нравственным кризисом – как наказание за надругательство над таинством любви.

 

– Каковы последствия т. н. гражданского брака (без регистрации)?

 

– Для меня это не брак вовсе, а прикрытая эвфемизмом форма беззаконного сожительства, блуда, предосудительного с точки зрения нравственности и обречённого на распад отношений. Разумеется, речь идёт о православных христианах, а не о язычниках.

Последствия такого суррогата любви известны: аборты, злоухищрения против зачатия, измены, не почитаемые за грех (в силу стёртости самого понятия греха); быстрое оскудение единодушия и неизбежный антагонизм, разочарование и депрессия как последствия преступления, именуемого «гражданским браком». Часто блудники совершенно ожесточаются друг против друга и носят в душе горький цинизм, то есть неспособность верить в подлинную, жертвенную и неоскудевающую любовь.

 

– Назовите духовные причины конфликтов в молодой семье.

 

– Болезни нашего духа и души – причина драм семейных. Это, во-первых, неверие Христу и Его заповедям, отпадение от Церкви Божией. Именно поэтому древние апостольские правила запрещают православной душе сопрягать жизнь с иноверным или с еретиком. Без духовного единства и совместного причащения от Евхаристической Чаши брак не может стать малой церковью, в которой Сам Христос обитает Своею благодатью.

Прочие болезни духа – это гордыня, препятствующая понять брак как служение своей половине, а чрез неё – семье; это жестокосердие, превращающее семейную жизнь в первый круг ада; это апатия и бездеятельность, нежелание трудиться в снискании хлеба насущного или в поддержании порядка в доме и в воспитании детей; иногда это сребролюбие, патологическая жадность, препятствующие справедливому перерас-пределению благ между домочадцами; часто это грехи чувственности (пьянство и прелюбодеяние), подрывающие брак на корню.

 

– В чём заключаются цели и задачи созидания семьи?

 

– Главная цель семьи, безусловно, – обоюдный подвиг служения Христу Спасителю в брачном единении, плод этого подвига веры и любви – спасение душ супругов.

Привходящая цель – обретение гармонии человеческой природы, восстановление цельности естества в теле брака, чтобы блюсти «единство духа в союзе мира», по выражению святого апостола Павла. Обыкновенно на мирском, всем понятном языке это называется обретением своего «земного счастья».

Целью и одновременно плодом супружеского союза для многих из нас является продолжение рода, заповеданное Создателем ещё на заре жизни человечества – в раю.

Нравственная задача супругов – донести свечу взаимной любви «до победы», то есть сохранить и умножить единомыслие и радость общения «до гроба», тем самым приуготовив себя (участием в таинствах Церкви и совместными молитвами) к соцарствованию со Христом на небесах.

На фото пожилая семейная пара.
Да любите друг друга
декоративная горизонтальная черта
Статья




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные