Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Тако да просветится свет ваш...»

Проповедь в день памяти трёх святителей – Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова. Тот, кто научится тайне богоугождения, научит этому и других, и обретёт Царство Небесное в собственной душе.

00:12:12
«Тако да просветится свет ваш...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех сердечно с праздником трёх святителей – Иоанна Златоустого, Василия Великого, Григория Богослова.

Сегодня мы слышали евангельское слово1, обращённое Господом к Своим ученикам: «Не может град быть сокрытым – коль выстроен на горе, он виден всем. Равно как и светильник не поставляют в сокровенном месте, но входящие в дом видят его сияние. Да просветится свет ваш пред людьми во славу Небесного Отца».

Все эти образы говорят об одном: Господь есть свет, и нет в Нем никакой тьмы2. Этот свет, незримый миром, лежащим во зле, является истинным сокровищем и достоянием каждого ученика Христова. Этот свет есть Сам Спаситель. Он живет во свете неприступном, и Его Божественная благодать, обитая в сердцах верных, их просветляет и просвещает.

Чем полнее и последовательнее христианин исполняет заповеди, чем более очищается от всего недостойного, тем явственнее Господь присутствует в его душе и являет Свое присутствие чрез Божественную благодать, которая отгоняет от него навязчивые помыслы, даёт ему господство над страстями, освящает душу и тело и являет свое присутствие в мире чрез христианина.

Сам Спаситель объявляет Себя нашим достоянием и сокровищем. Он называет Божественный свет благодати нашей собственностью: «Да просветится свет ваш пред людьми» – это не указание на то, что мы должны искать одобрения людей или быть на людях, но свидетельство о том, что Дух Святой, хотя пребывает в сокровенном месте, в глубинах человеческого духа, сокрыться не может от людей. Соприкасаясь с христианином богобоязненным и молитвенным, с человеком, который находится в невидимом общении с Господом, люди чувствуют нечто необыкновенное, непонятное и, не зная как следует Небесного Отца, они невольно побуждаются славить Его, если в результате общения с учеником Христовым их сердец касается благодать или они смутно ощущают дары этой благодати: мир, любовь, тишину, спокойствие, радость; если сами начинают молиться, хотя не имеют такого обыкновения.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон... Не нарушить пришел Я, но исполнить его. Сказываю вам, что ни точка малая, ни йота, ни черта от закона не пропадет, покуда всё не исполнится».

Христос Спаситель есть Тот, о Котором говорил ветхозаветный закон. Во Христе – исполнение всех разрозненных, на первый взгляд, заповедей Моисея, как обрядовых, так и нравственных. Вера в Господа Иисуса Христа, покаяние пред Ним, любовь к Нему восполняют всё недостающее тому, кто в Ветхом Завете думал угодить Богу. Все предписания Ветхого Завета, и большие, и малые, сами собою исполняются тогда, когда человеческая душа вступает в союз с Господом Иисусом Христом.

Нам действительно дана благодать на благодать3: мы можем не заботиться ни о чём, относящемся к внешним предписаниям, главное – умом и сердцем прильнуть ко Христу в покаянии, благодарении и молитве. В любви ко Христу и служении ближним – исполнение всех Божественных заповедей и предписаний. Тот, кто научится тайне богоугождения во Христе Иисусе самой жизнью, поведением, общением, научит этому и других, и обретёт Царство Небесное в своей собственной душе. Но если кто охладеет в любви к Спасителю, перестанет каяться пред Ним, потеряет смысл жизни в том, чтобы соединяться со Христом, неизбежно будет расточать и вредить не только собственной душе, но и ближним. И лишится, как соблазнитель, Царствия Христова.

Из нынешнего евангельского чтения мы понимаем, в чём состояла тайна жизни и служения трёх святителей. Они никогда никуда не лезли на рожон, выражаясь современным языком, не мечтали о степенях известных, не боролись за место под солнцем, не думали о почестях и наградах, но, вобрав в себя, по чистоте сердец, Божественную благодать, став светильниками Духа Святого, уподобившись городам, построенным на вершине утёса, все трое были востребованы Церковью и отечеством и поставлены в центр внимания всего общества.

Как ни бегали славы Василий Великий, Григорий Богослов, как ни стремились уединяться наподобие Иоанна Златоустого, Господь определил им действительно быть маяками своей эпохи, потому что в них и чрез них Он являл в мире Свое Божественное освящающее присутствие.

Что из этого следует? Что нужно быть совершенно спокойным, никуда не лезть, никуда не пробиваться, не переживать, что мы забыты или обойдены честью, не завидовать, что кто-то, как нам это кажется, устроился лучше нас и, говоря современным языком, обрёл тёплое местечко. Всё это разговор для «бедных» – для маловерных, для тех, кто имеет языческое восприятие жизни. Но тот, кто действительно решился предоставить в своём сердце место Богу всемогущему и вездесущему, Победителю смерти, кто имеет общение в тайне души с Сыном Божиим, собеседует с воплотившимся Словом, предстоит Ему, служит Ему, черпает от Него поддержку, милость, вдохновение – такому человеку не о чём заботиться, потому что Сам Господь обещает приложить ему всё для него необходимое и полезное, ради Царствия Небесного и правды Божией, которых боголюбец взыскал в глубинах своего сердца, обладая сокровищем Божественной благодати.

Молитвами святителей, Господи, вразуми и помилуй нас.


1 Мф. 5, 14 – 19.
2 1 Ин. 1,  5.
3 Ин. 1,  16.
На иконе: Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Три святителя
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные