Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Делом, словом и помышлением

Вечером припомни все свои согрешения, сокрушись в том, в чём ты оказался не на высоте в течение дня, покайся, — не формально перечисляя, но сердцем сокрушаясь о всяком неблаговидном поступке.

00:15:02
Делом, словом и помышлением
Протоиерей Артемий Владимиров

«Прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением».

 Как хорошо нам знакомы эти слова, не правда ли? Всякая бабушка, подходя к исповеди, признается батюшке именно таким образом: «Согрешила словом, делом, помышлением». Но содержание этих слов не становится менее таинственным от частотности их употребления.

 Что такое грех? Грех есть противление, нарушение воли Божией. Грех есть непослушание Творцу.

 Обыкновенно люди замечают грехи, свершенные действием, поступком: убил, украл, проспал, переел. Да-да, нужно ежедневно, как учит нас в первой вечерней молитве преп. Макарий, припоминать свои грехи, свершенные самим делом. И то, что помогает нам проанализировать, припомнить прожитый день, называется вниманием.

Если ты внимателен к самому себе, то память услужливо, на тарелочке с золотой каемочкой, преподнесет тебе все твои деятельные грехи. Там ты раздражился, здесь —  недослушал кого-то, грубо перебил, —  а тут ты включил в нелёгкий час телевизор и прилип, как рыба-прилипала, к какому-то постыдному, недостойному зрелищу.

 Вечером, братец, припомни, припомни все свои согрешения, сокрушись в том, что ты оказался не на высоте в течение дня, покайся, — не формально перечисляя, но сердцем сокрушаясь о всяком неблаговидном поступке. Святые отцы говорят, что в награду за это припоминание, за внимание в течение дня и готовность обличить самого себя при закате дня, Господь Бог  милостивно будет взирать на тебя в час молитвы.

 Господь Бог Своим вещим перстом прикоснется к твоей душе и разгладит морщины на твоем челе. Господь возвратит тебе ощущение легкости и мира в сердце только за то, что ты так внимательно перечисляешь и глубоко сокрушаешься о твоих жизненных ошибках.

Уметь смотреть на себя со стороны — это великое приобретение.

 «Согрешил я, Господи, пред Тобой словом, делом и помышлением».

 Кто-то, услышав это речение прп. Макария Великого, схватится в испуге за язык: «Как? И в словах, произнесенных поспешно, нужно каяться? Что, словесный грех так же взыскивается с человека, как и дело?» Да! «Слово не воробей, — говорили в старину мудрые русские люди, — вылетит —  не поймаешь».

 Человек разумный должен быть весьма медленным на произнесение слова — оно уже никогда не возвращается к нам. Но если это слово гнилое, грешное, грязное, если это слово ощетинившееся, если это злословие, осуждение, —  представьте себе, какую разрушительную работу, какое страшное действие эта словесная боеголовка, вылетев из уст человеческих, производит во всем мире. Не случайно Слово Божие говорит: «За всякое праздное слово люди дадут отчет в день Суда».

 Представим себе, дорогие друзья, что все наши слова, за всю жизнь произнесенные,  — а это, наверное, миллионы и миллиарды слов, —  записываются и составляют собою криминал, служат статьей нашего осуждения. Да, действительно, в невидимом мире есть свои «писаки-бумагомараки», как бы мы выразились на детском языке, — падшие души, которые, между прочим, и подбивают, и искушают человека на произнесение слов запальчивых, слов, которые горят огнём гнева, истекают болотной гнилью похоти, слов, которые черны по своему смыслу и очерняют совесть как говорящего, так и слушающего.

 Вот почему в час вечерней молитвы должно, наконец, смолкнуть нашим устам. А уж если из источника уст течь живой воде, —  то сладкой и прозрачной. Речь идет о молитвах, составленных святыми, молитвах благоуханных и чистых, подобно ключевой воде, омывающих совесть человека.

 «Согрешил я словом, делом, помышлением».

 Иные словесные грехи вопиют на Небо об отмщении за них и подлежат, непременно, гласной исповеди у креста и Евангелия в присутствии Божьего свидетеля — священника. Это грехи проклятья, это грехи сквернословия, это грехи обмана, это слова, исполненные ненависти, уничижающие достоинство ближних. Не зря же Евангелие определяет наказанием геенну огненную для того, кто говорит брату твоему «безумный», как мы с вами в детстве привыкли крутить у виска и называть психами и умалишенными всех, кто имеет несчастье раздражить нас тем или иным поступком.

 Каемся, дорогие братья и сестры, в этих «безумных глаголах». И ежедневно вечером будем припоминать прожитый день, дабы каяться не только в самых страшных словесных грехах, но и в грехах, часто повторяющихся: осуждении, празднословии, смехотворстве, острословии, иронии, сарказме и нецеломудренной шутки.

 «Согрешил я, Господи в день прошедший словом, делом, помышлением».

 Вот оно что! Оказывается, Бог истязует самые мысли наши. Неужели мысленные грехи также подлежат ответу и Суду? А как же иначе? Ведь мысль воплощенная именуется словом. Ведь все наши действия обыкновенно предваряются мыслительной работой. Ведь ни один разбойник не свершает своего скверного, мокрого, ужасного дела, прежде не составив преступный план. В том-то и суть, что, в отличие от внешних законов Уголовного Кодекса, Бог судит по намерениям. И вы помните, что человек, нечистым и прелюбодейным взором посмотревший на чужую жену, уже осуждается, как тот, кто самим делом осквернил невинную женщину.

 Однако, дорогие друзья, нужно оговориться: не всякая дурная мысль подлежит суду, но только такая, которую ты принял в свое сердце, которую ты, как гадюку, прижал к своей груди, с которой ты очно или заочно согласился и позволил ей проникнуть в глубину твоего сердца, отравив самые чувства и волю.

 Не всякая греховная мысль, проникшая в наше сознание, подлежит суду. Если христианин внимателен, если он осмотрителен, если он старается поднимать высоко щит веры и меч молитвы, открещивается от всякого приступившего к нам мысленного соблазна, то в грех дурная мысль, явившаяся невесть откуда в глубинах нашего сердца, не вменяется.

 Но как определить, принял ты эту незваную гостью, или нет? Легко можно запутаться в этом вопросе, дорогие друзья, потому что демоны, имея бестелесную природу, подсовывают нам свои нечистые предложения, чтобы мы их гнилой товар приняли за свое собственное произведение. И поэтому ни в коем случае нельзя смущаться, волноваться, считать себя согрешившим, если вдруг к чистым словам молитвы примешиваются нечестивые помыслы.

Для того чтобы разобраться в этой азбуке духовной жизни и не взвиваться на дыбы от проникших в сознание фугасов злого духа, необходимо почаще перед исполнением вечернего правила говорить самому себе: «Господи, дурные мысли, которые мешают мне молиться, — не от Тебя, не Твои и не мои — не принимаю. Матерь Божия, помоги мне».

 Итак, великое искусство —  хранить себя чистым от «сатанинской детели». Вечерние молитвы этим выражением называют всё, неугодное Богу, протекающее в нашей мысленной сфере. К сожалению, вечером всегда находятся в нашем арсенале эти прилоги, приступы, эти предложения вражьи, и так необходимо раскрывать форточку сердечной комнаты, каяться во всем скопище нечистых мыслей, дабы Бог проветривал атмосферу нашего сердца и мы вставали после молитвы очищенными, освеженными и освященными.

Исповедь в храме Всех Святых
Исповедь в храме Всех Святых
декоративная горизонтальная черта