Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«... стал Он на ровном месте...»

Проповедь в день памяти преподобного Павла Латрийского на евангельское чтение о «месте равне» – ровном месте, с которого Господь Иисус Христос говорил к народу Свою Нагорную проповедь.

00:13:54
«... стал Он на ровном месте...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Ещё раз позвольте поздравить всех с днём преподобного Павла Латрийского, подвижника X столетия, имя которого, возможно, носил один из благодетелей Алексеевского монастыря, Павел Третьяков, знаменитый собиратель русской и европейской живописи, бывший прихожанином или, по крайней мере, благотворителем Алексеевского монастыря.

Сегодня мы слышали преподобническое евангельское чтение1 о том, как Иисус встал на ровном месте, и народы, со всех окрестных земель собравшиеся, хотели прикоснуться к Нему, веруя в присутствие Божественной силы, исходившей от Него и исцелявшей всех. Не будем говорить об историческом смысле Евангелия, он весьма ясен, скажем только, что, по удостоверению всех святых отцов, невидимая Божественная личность Искупителя должна быть предметом всегдашнего внимания, обращения к ней ученика Христова. Это обращение к Богу воплощённому свершается, как известно, чрез призывание Его святого имени. Соответственно, сосредоточение нашего внимания и сердечного чувства на призываемом с верой имени Господа Иисуса Христа есть азбука или, лучше сказать, начальная добродетель всякого, кто желает усвоить себе спасение.

Обратим внимание, что Спаситель встал на ровном месте. Применительно к душе человека спросим себя, что бы это могло быть за ровное место, когда всё в нас, так сказать, неровное? Вспомним слова Иоанна Предтечи: всякий дол да возвысится, всякий холм да понизится, кривые пути да соделаются прямыми и неровные гладкими. Действительно, ровным ли местом признаем наш ум, рассудок, обуреваемый помыслами? Порядка там нет. Ровным ли признаем наше сердце или душу, где гнездятся чувства, сменяющиеся одно другим? Уныние и печаль, раздражение, нечистота, гордостное самоутверждение – и здесь нет намёка на какой-то покой. Поэтому, размышляя о таинственном значении Евангелия: стал Иисус на месте равне – ровном, мы должны признать, что таким местом внутри нас самих является только область бессмертного духа. Это, так сказать, именно то место, с которым сочеталась благодать Крещения. Святые отцы говорят о том, что человек, обуреваемый страстями, мыслями, желаниями, то есть живущий безблагодатной жизнью рассудка и чувств, почти что не знает проявлений духа, где сокрывается Господь.

Сегодня мы слышали апостольские слова: плоды духа суть мир, радость, любовь, долготерпение, кротость, благость, воздержание – где это всё? Не в рассудке, который сам собой не владеет, не в чувствах, смятенных подобно морской пучине, но где-то в ином месте нашего естества, где всегда тихо, мирно, светло, покойно, где Сам Христос. Действительно, в нас сокрыта харизма или дар Духа Святого. Там, где Дух Святой присутствует в человеческой природе, там не может быть смятения, волнения, уныния, обуревания страстями – свет и тьма не имеет никакого сочетания, Христос и Велиар – это два противоположных полюса.

Итак, Священное Писание сегодня говорит о том, что есть в человеке некое сокровенное место, где пребывает Бог – пребывает всегда в тишине, в безмолвии, в тайне. И, если прочитать Евангелие, в этом смысле мы найдем этому многочисленные подтверждения. Ты же, когда молишься, войди в клеть твою, помолись Отцу твоему, Иже втайне, и Он воздаст тебе явно2. Эти и многие другие слова говорят о том, что мы не знаем, как следует, самих себя, живём на поверхности. Наши рассудок и чувства устремлены вовне, прилеплены образам этого мира. Человек постоянно мятется, колеблется, сотрясается, волнуется, мучается, страдает. Почему? Потому что внимание его вывернуто вовне. А по замыслу Господа и для всех спасающихся закон совершенно иной: внимание свое внутрь обрати, и со вниманием пусть сочетаны будут и твои ощущения. Отрешись от переживаний, волнений, от этого мятежа мысли и чувства, уйди внутрь самого себя и найди там ту сокровенную обитель, где Господь Бог пребывает, как Он говорит: Аз есмь с вами во вся дни до скончания века3.

И если мы уверуем в Евангелие, то обязательно душа наша, руководимая благодатью, будет искать это сокрытое в нас место. Ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам; просите, и дано будет вам4; Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него5. И опыт, двухтысячелетний опыт Церкви говорит о том, что человек настойчивый, мужественный, целеустремленный, смиренный, всегда кающийся, всегда молящийся, даже если не разумеет, не понимает Евангелия, но верит в истину слов Иисуса Христа: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим»6, войдёт в этот покой – покой святых и преподобных отцов. Господь отведёт его в эту тихую обитель, где и должны пребывать ум и чувства – в глубинах его собственного духа. «Сей покой Мой ... зде вселюся»7, – говорит Бог, указывая человеку на его бессмертный дух. Это тот сокровенный мир и покой, который обрели все преподобные отцы, и с которого, собственно, и начинается духовная жизнь человека. Именно в сердце Господь положил начало нашего восхождения к Нему, Небесному Отцу, Который пребывает втайне. И когда Божия благодать, увидев наше смирение, настойчивость, постоянство, целеустремленность, пожалеет нас, что мы мучаемся, как рыба, выброшенная на берег и глотающая ртом воздух, она невозможное сделает возможным. И опыт преподобных отцов, преподобного Павла Латрийского, нас в этом удостоверяет.

А там нас ждут великие чудеса, о которых говорит Господь: все, кто ни прикасались, принимали исцеление. Действительно, когда ум и сердце соединятся в припадании к Спасителю, таинственно сокрытому внутри нас, тогда человек познает, насколько он нищ, слаб, наг, беден, но с ним, с этим бедняком и нищим, Сам Бог, бесконечно богатый в Своей милости. Душа начинает плакать, то ли от ощущения своей скудости и греховности, то ли от радости обретения этого сокровища, укрощается – ну что ей спорить, что ей метаться, что доказывать кому-то, когда есть Бог, отирающий всякую слезу, как сказано в Писании, с ланиты сироты и вдовицы. Такая душа познает таинство кротости, мира, возводится в чистоту, ей прежде неведомую, стяжевает мир, усыновляющий её Богу. Ей уже не страшны ни гонения, ни злоба этого мира, потому что внутри неё, души, обретается некая сокровенная награда – Воскресший Христос, Который сподобляет нас покоя, блаженства, самого счастья – благая часть всех преподобных, от века Богу угодивших.


1 Лк. 6, 17 – 23.
2 См.: Мф. 6, 6.
3 Мф. 28, 20.
4 Мф. 7, 7.
5 Лк. 11, 13.
6 См.: Мф. 11, 29.
7 Пс. 131, 14.
Фреска: Преподобный Павел Латрийский.
Преподобный Павел Латрийский
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные