Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О целеустремлённости

Краткий урок-беседа для православных школьников средних и старших классов о том, как учиться и трудиться «с огоньком», во славу Божию.

00:14:16
О целеустремлённости
Протоиерей Артемий Владимиров

Вновь я приветствую вас, дорогие мои школьники!

Признаюсь, что немного скучно и печально в России, как и во многих других странах, так как временно отменили посещение школы и дети обучаются дистанционно.

Ну вот и батюшка, православный священник, решил не терять зря времени и вновь приходит к вам в гости.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы побеседуем с вами о целеустремлённости, о выборе маленькой, но разумной цели в нашей жизни. Ведь тем человек и отличается от телёнка или кенгурёнка, что наша жизнь, по Божьему замыслу, обязательно должна иметь разумную цель. И поэтому — я надеюсь, вы согласитесь со мной — нет ничего более утомительного, печального, тяжелого, несносного, чем жизнь бесцельная, чем проживать день как придётся: «А нам все равно»...

Отсюда нападает на детей грусть-тоска. Они не знают, к чему приложить силы, слоняются из угла в угол, а, что хуже всего, меняют реальную, живую жизнь на компьютерные посиделки. С умным видом сидят в виртуальном мире, превращаясь добровольно в юных старичков, истощая свои нервы, притупляя зрение, и, увы, становясь всё глупее и холоднее, как сосулька, подобно Каю, украденному Снежной Королевой в её ледяное царство. 

Вспоминаю я собственную жизнь в школе. Вы знаете, учась в английской школе и со второго класса изучая иностранный язык, я классе в седьмом вдруг удивился самому себе: почему, пять лет штудируя английские учебники, я до сих пор не могу толком ни разговаривать на английском языке, ни читать неадаптированные книги (с грехом пополам, идёшь как по болоту, — одну ногу вытянешь, на кочку поставишь, другой проваливаешься в трясину).

И стало мне обидно, и решил я (мы сегодня говорим о решимости, целеустремленности, разумной цели, пусть маленькой, но своей, благородной), и решил я изучить английский язык уже без помощи учителей, а по собственному желанию. Нас ведь тогда часто бабушки учили: «Если чего-то действительно захочешь — обязательно этого достигнешь».

Ещё не имея большого опыта, я, помнится, нашёл на полке толстый том Чарльза Диккенса, знаменитого английского писателя. Помнится, название этого романа было «Мистер Пиквик». И решил начать целенаправленное чтение этого весьма известного взрослого сочинения с намерением выписывать все незнакомые встречающиеся в тексте слова.

Каково было мое удивление и огорчение, когда я вдруг обнаружил, что все слова — буквально, за исключением простейших глаголов to come (войти), to get (достать) и слов yesterday (вчера) и tomorrow (завтра)), — всё мне в этом тексте незнакомо…

 Но главное — цель поставленная, главное — решимость. Я обзавелся толстой тетрадкой и, достав английский словарь, стал прилежно и с первой страницы выписывать незнакомые слова.

Сразу признаюсь, что том Диккенса «Мистер Пиквик» я прочел позднее на русском языке, одолев буквально полторы главы английского текста, и исписав половину толстой тетради. Но внутренняя мотивация, внутреннее желание изучить английский язык меня не оставляло. И когда, найдя какой-то глагол и выписав его из оригинального текста (to make — сделать), я в словаре увидел четыре столбца его форм, то этот глагол с разными предлогами (make up,  make in...) расцвел у меня пышным цветом, как куст шиповника.

Представьте себе, что, не ходя ещё тогда в храм (родители нас не приучали в то советское время ходить в храм, к великому сожалению, я ещё не просил тогда Господа помочь мне), но, загоревшись желанием таки изучить английский язык, обложившись словарями (а ко мне стали приходить и другие английские книги — какие-то приключенческие романы, детективы... Не все в этой литературе, отвечало, может быть, высоким вкусам, но меня тогда интересовало не только и не столько содержание, сколько сама ткань текста), в субботний вечер, в воскресение я прилежно корпел над своими английскими занятиями.

Месяц, два, три, второй, третий год...  И что бы вы думали? Терпение и труд всё перетрут! Уже в восьмом, а тем паче, девятом классе  в общении с учителями английского языка я свободно выражал свои мысли! Мне не нужно было лезть за словом в карман, потому что чтение английской литературы настолько обогатило моё сознание, что учителя даже удивлялись, откуда их обычный ученик достаёт все эти перлы.

Неудивительно, что к выпускному классу я твердо намерился поступать в языковой ВУЗ, потому что из чернорабочего в отношении английского языка превратился, может быть, не в маэстро, не в виртуоза, но в человека, который получал уже удовольствие от своего занятия.

Помните суворовское присловие «тяжело в ученье — легко в бою»? Или русскую пословицу «корень учения горек, а плод его сладок»? Хотите верьте, хотите нет, но фактически без посторонней помощи я поступил (конечно, Господь помог мне, жалкому птенцу) поступил в Московский Государственный Университет на филологический факультет. Учился не без труда, но, овладев английским произношением, now i can express my thoughts in english without any difficulties  — могу без всякой сложности излагать свои мысли, объясняться с носителями английского языка.

Хотя, признаюсь, начав ходить в Божий храм, я осознал уже в конце первого курса, что английский язык не является самоцелью, он может быть только приложением к каким-то другим знаниям. И поэтому, любя Россию, открыв для себя Святую Русь, посещая Божий храм, я понял, что мне нужно начать изучать древнерусскую литературу, жития святых, и перешел-таки на русское отделение, к изумлению и огорчению своих педагогов с английской кафедры, которые не могли тогда в должной мере оценить духовных исканий молодого человека, обретшего для себя Православие.

Хочу сказать в заключение своего размышления, дорогие ребята, что все знания, накопленные нами в юности и молодости, Господь востребует с нас во 100 крат.

Нам все пригодится: и игра на музыкальном инструменте — если начал ходить в музыкальную школу,  обязательно закончи ее, овладей пианистическим искусством или игрой на скрипке, на баяне, на аккордеоне. Нельзя бросать на полпути избранное занятие, чтобы не превратиться в тряпку, в неудачника, в человека, который за всё берётся, но ничего не доводит до конца. Изучаешь ли ты английский, французский язык, корпишь ли над математикой, пишешь ли сочинение — дружок, наберись терпения, прояви волю, характер — нельзя все время сидеть в троечниках! Как кисло и противно бывает на душе, когда ни себе ни людям, работаешь спустя рукава, без искры, без изюминки!

Освоение знаний — это очень увлекательный процесс, особенно если ты, уже немного умудрившись, обращаешься за помощью к Всевышнему: «Господи, помоги! Пресвятая Богородица, вразуми! Ангел Хранитель, будь со мною».

Итак, дорогие друзья, давайте же трудиться засучив рукава. Нам нужно сегодня становиться помощниками нашего замечательного президента — Владимира Владимировича Путина, который ведет Россию к восстановлению её былого экономического, культурного, духовного могущества и процветания.

Нельзя быть лохом, нельзя быть тюфяком, нельзя прожигать свою жизнь. Но все, чем вы только ни занимаетесь — учением, спортом, игрой на музыкальном инструменте, общаетесь ли с родителями, с бабушками и дедушками — в каждое занятие давайте вкладывать частичку сердца, чтобы вам свет был мил и кусок хлеба сладок, чтобы вы состоялись как люди, как граждане своего Отечества, как истинные ученики Господа Иисуса Христа, Который все, что ни делал, делал хорошо, со знаком качества, на «отлично».

Да поможет вам Господь, дорогие мои друзья, отринуть лень, расслабление, дурь, капризы, и выйдем же с вами на дорогу трудов праведных, целеустремленности, будем ставить и достигать разумных целей, без гордости, но за всё благодаря Творца. И жизнь ваша будет творчески наполненной, прекрасной и счастливой.

За чтением
За чтением
декоративная горизонтальная черта
Беседа