Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Душа после смерти

Протоиерей Артемий Владимиров

По-разному мы говорим о том, кто вчера ещё был с нами... «Отошёл, умер, скончался, преставился, перешёл в иной мир, почил в Бозе». Но как бы ни сказать, за тем, что произошло, стоит тайна. Я не знаю, доводилось ли кому из моих читателей присутствовать при кончине близкого человека. Но только когда она совершается и душа переходит за хрупкую грань земного бытия в мир духовный, внезапно наступает великий покой. Позади осталось предсмертное томление, борение труженицы-души с разрушающимся телесным составом. Как птица, бьющаяся в тесной клетке, наконец вырывается из неё, так и душа, измученная страданиями, вдруг обретает свободу – и облегчённо вздыхает. Свершилось!

Если скончался истинный христианин, с надеждой на Господа и верой в жизнь вечную, присутствующим при исходе благочестивой души Бог даёт Свою благодать. В наступившей молитвенной тишине никто не промолвит ни единого лишнего слова. Близкие и родные, провожающие новопреставленного, ощущают мир Христов в своём сердце. Кажется, что узы любви с усопшим стали ещё теснее, ещё крепче. Верующие словно чувствуют рядом с собой присутствие души, светлой, торжествующей, празднующей день своего духовного рождения. Да-да, духовного рождения, по отношению к которому вся земная жизнь была лишь подготовкой! И если младенец, исходя из утробы матери, плачет, то боголюбивая душа-христианка, трепеща, радуется и ликует, в надежде на милость Господа, Которому до последнего издыхания служила в теле – верой, надеждой и любовью.

Три дня, по учению Церкви, душе дано пребывать рядом со своим телом. И как ни была она просвещена ве́дением Закона Божия, сколь бы твёрдые и определительные понятия о вечности ни усвоила из уст Матери Церкви, выйдя из тела, душа удивляется удивлением великим тому, что открывается её взору. Позволь ей вновь войти в своё тело и поведать обо всём, что она видела и слышала там, у неё не нашлось бы слов, которые могли бы передать тайну иного мира. ...Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его1.

И первое, что поражает душу, – её свобода по отношению к телу! «Как это так? Я лежу, и я стою?! Тело мертво, и я живая?!» Не тотчас привыкает она к новому своему бытию. «Вот столпились у моей кровати родные, кто-то из них едва сдерживает рыдания, на истомлённых лицах – печать скорби. А мне так хорошо, так легко!» – восклицает боголюбивая ученица Христова. Она пытается сказать им что-то, прикоснуться – но живущие в теле не внемлют и не чувствуют этого. Разделение между двумя мирами определено Самим Богом! И только вера прозревает тайны загробного бытия.

Говорят, что до церковного отпевания благочестивые души новопреставленных стремятся пребывать в тех местах, где преимущественно во дни земной жизни они насыщались Божией благодатью. Им дано свободно преодолевать земное пространство, никакие вещественные преграды уже не имеют для них значения. В дивном сиянии предстаёт им родной приходской храм! Душа испытывает неизреченное блаженство при звуках песнопений и, слушая молитвы, просвещается благодатью Духа Святого в такой степени, что напоминает собой солнце. «Как могут иные из пришедших в храм пребывать в такой слепоте?» – вопрошает себя душа и ужасается мрачному духовному состоянию некоторых людей, бесстрашно беседующих между собой во время богослужения. Представьте себе, дорогие читатели, душе дано Богом видеть то, что обыкновенно сокрыто от нас, пока мы пребываем в теле.

Но вот свершается отпевание. В погребальных песнопениях Церковь ходатайствует пред Богом о прощении грехов новопреставленного раба Божия и даровании ему милости у Всемогущего Судии.

Мне не дано, по грубости ума и сердца, уразуметь и выразить словом, сколь прекрасен наш Ангел Хранитель, который в течение всей земной жизни христианина наставляет и просвещает его ве́дением воли Божией, а после исхода берёт душу под свою непосредственную опеку.

Святые угодники Божий описывают его как дивного светозарного юношу в длинных белоснежных ризах, опоясанного по груди крест-накрест диаконской лентой – орарём, и с двумя могучими крылами за спиной.

Известно, что никто не может, пребывая в теле, лицезреть своего Ангела – такой Божественной славы и величия исполнены небожители. Впрочем, Церковью дано замечательное средство общения с нашим небесным наставником – молитвенный канон Ангелу Хранителю2.

Благочестивые христиане, всякий раз готовясь к Святому Причащению, всякий раз читают этот канон, прося святого Ангела приблизиться к ним, осенить их ум, умирить сердце и отогнать злых духов, непрестанно злоумышляющих против чад Божиих.

Если душа получила милость у Господа, то Ангел Хранитель удостаивает её беседы, просвещает её ведением тайн загробного мира, а главное, своим светоносным мечом защищает от тёмной силы, демонов, которые ещё не теряют надежды, если уличат душу в неисповеданных грехах, завладеть ею.

После отпевания и погребения тела усопшего по православному обычаю Ангел Хранитель повелевает душе начать восхождение к Престолу Божию. Целых сорок дней по земному исчислению времени, продолжается таинственное и страшное путешествие, которое никому из христиан не удалось бы пройти благополучно, если бы не покрывающая и защищающая их благодать Господня, усвоенная воинами Христовыми чрез подвиги покаяния, причащения, молитвы и дела благочестия. «Блаженны мёртвые, – сказано в Книге Откровения, -–умирающие о Господе... дела их идут вслед за ними3

О тех же, кто при земной жизни проявлял небрежение к исполнению заповедей и омрачил душу и тело нераскаянными грехами, сказано иначе: «Смерть грешников люта, ибо страшно впасть в руки Бога Живого4

Ангел Хранитель показывает достойной душе горние обители и знакомит с небесной славой угодников Божиих. Если душа на земле особенно чтила кого-либо из святых, молилась им, посещала их гробницы, ей дано бывает великое утешение встретиться с ними лицом к лицу. Надеюсь, вы знаете и почитаете святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, святого великомученика и целителя Пантелеимона? Все они помогают душе своими молитвами, дабы она, восходя на Суд Божий, благополучно миновала воздушные заставы, где её встречают отвратительные по внешнему обличью демоны с намерением выискать в совести новопреставленного какие-либо неисповеданные грехи или обвинить в неизжитых страстях и пороках.

Теперь вы понимаете, друзья, почему Господь в Евангелии повелевает скорее мириться с соперником, пока мы ещё на пути к кончине? Соперником Он называет неподкупную совесть, то обличающую нас за грехи и дурные поступки, то оправдывающую, когда мы каемся и исправляем нашу жизнь и творим добро. Смотри, предупреждает каждого из нас Господь, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта5. Не попусти, о Милосердный Боже, светоносным Твоим Ангелам ни на минуту тогда отлучиться от нас, дабы злые и нечистые духи не восторжествовали победу свою над нами! Вид их настолько ужасен, что душа скорее готова обратиться в небытие (что невозможно), только бы не созерцать их страшные звероподобные лица. Скажу вам, что Сама Пречистая Дева Мария, не сотворившая при жизни ни единого греха, незадолго до блаженной кончины Своей молила Господа, дабы Он избавил Её от видения злых духов. Вот почему столь великое значение имеет церковная и домашняя молитва за новопреставленных.

В храмах усердными родственниками и друзьями почившего обыкновенно служатся панихиды, как правило, на девятый и сороковой день, а дома читается Священная Псалтирь, богодухновенные псалмы царя Давида, многие из которых христиане знают наизусть. Существует и благочестивый обычай раздавать милостыню за упокой души скончавшегося. Но самым значимым образом поминовения является соборная молитва на Божественной литургии, главной церковной службе, во время которой священнослужители опускают в Святую Чашу со Святыми Дарами, во оставление всех грехов почивших, частицы, вынутые из просфор о упокоении православных христиан.

Показываются душе и мрачные темницы ада, она убеждается в безотрадности состояния человеческих душ, скончавшихся в безверии, с тяжестью лежащих на их совести смертных грехов. Лишь хранимая покровом ангельских крыл может душа пройти эти страшные места.

Вы спросите: «А почему именно на девятый и сороковой день по кончине служатся в храмах панихиды о новопреставленном?»

В ответ Церковь откроет вам тайну: на девятый день благочестивой христианской душе даровано бывает воздать поклонение Владыке Христу, Царю неба и земли. О нераскаявшихся же и связанных смертными грехами людях в этом отношении ясно изрекает библейский пророк Исаия: ...Нечестивый... не будет взирать на величие Господа6. А в сороковой день Господь изрекает Своё праведное определение о месте пребывания души до воссоединения её с телом на Страшном и окончательном Суде Божием. Либо она будет находиться в радостном предвкушении райского блаженства, соцарствования со Христом, либо, обладаемая демонами, будет томиться, сетовать и воздыхать о нечестиво проведённой жизни, угрызаемая бесполезным раскаянием в темнице неведения Бога. Её удел теперь – ожидание страшной, но справедливой участи по воскрешении грешного тела – всегдашнего сопребывания с духами тьмы, в отторжении от Бога, Источника жизни и любви.

Всё описанное и рассказанное мною, друзья, есть учение Церкви о тайнах загробного бытия. В душе внимательных читателей возникло много вопросов. С Божией помощью отвечу лишь на некоторые из них.

Дано ли душе православного христианина после сорокового дня лицезреть Господа Иисуса Христа в ожидании Страшного Суда? Этой чести, по свидетельству Священного Писания, сподобятся лишь святые мученики, пролившие кровь свою за исповедание веры Христовой.

Прекращается ли за гробом духовный рост личности, получившей от Господа милость, или душа возрастает в познании Бога? Подобно святым Ангелам, которые не могут насытиться лицезрением славы Божией и непрестанно преуспевают в богопознании, душа получает всё более совершенное ведение Бога и тайн Его Промысла, стало быть, она изменяется силой благодати Божией, непрестанно восходя к духовному совершенству.

За кого из усопших православных христиан преимущественно молится Святая Церковь на Божественной литургии? За тех из них, которые при жизни каялись в своих грехах, но всё-таки не вошли в состояние святости и духовного совершенства. Милосердный Господь принимает молитвы Церкви за Своих чад и, по бесконечной благости и человеколюбию, просвещает души усопших, даруя им изменение к лучшему, водворяя в места упокоения.

Почему Церковь не молится за самоубийц, сознательно наложивших на себя руки? Не молится потому, что в силу своей ожесточённости и озлобления они не могут и не хотят принять за себя умилостивительную жертву.

О Всемилостивый Боже и Господи наш Иисусе Христе! Да не будет нам во осуждение ве́дение тайн Твоих, но усоверши нас, чад Церкви Твоей, духовным совершенством, да невозбранно прошедши заставы воздушных истязателей-демонов, обретём милость у Тебя, Праведного Судии нашего, молитвами Пречистой Матери Твоей, святых Ангелов Хранителей наших и всех святых, от века Тебе благоугодивших! Аминь.


1 1 Кор. 2, 1.
2 Это молитвенное последование можно найти в православном молитвослове, где обыкновенно помещаются, помимо утренних и вечерних молитв, каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и правило к Святому Причащению.
3 См.: Откр. 14, 13.
4 См.: Пс. 33, 22; Евр. 10, 31.
5 Мф. 5, 25 – 26.
6 Ис. 26, 10.
Картина Ольги Кедяровой
Ольга Kедярова. Небо
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги «Учебник жизни»




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные