Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Духовные доспехи христианина

Беседа об осмыслении пережитых нами дней вынужденного уединения. Вижу у каждого из вас в руке меч слова Божьего – прилежного размышления над Священным Писанием; меч обоюдоострый Иисусовой молитвы.

00:15:05
Духовные доспехи христианина
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Вновь и вновь, дорогие мои друзья, мы возвращаемся к осмыслению пережитых нами дней вынужденного уединения, когда, вопреки своим желаниям, мы не могли посещать храм, но находились дома. Всё Господь обращает ко благу нашему. По слову Священного Писания, всё содействует ко благу любящим Господа1. И в то время, когда мир обуяли страхи, а так называемая пандемия, разрекламированная, растиражированная СМИ, совершенно, казалось бы, поглотила умы и сердца человечества, мы с вами поступали по русскому присловию: «На Бога надейся, сам же не плошай».

Действительно, большинство из нас, соблюдая предписания, стали гораздо внимательнее к бытовым мелочам собственной жизни. Мы научились чаще и тщательнее мыть руки. Научились вовремя снимать обувь, меняя её на домашние тапочки. Научились пользоваться гигиеническими салфетками. Совсем нелегко было отучиться от дурной привычки прикасаться пальцами к своему лицу, к носу, к глазам, к устам. Мы стали больше думать о своём здоровье, открывали форточки, проветривали помещение. Если раньше большинство из нас даже не думали о рационе питания, то за прошедший месяц мы отказались от вредных привычек, безудержного гурманства, чревообъедения. Разнообразили наш стол овощами, полюбили корень имбиря, чеснок, грейпфруты. Многие из нас неожиданно для себя похудели. И не отнять от нас теперь особой бдительности. Мы используем салфетки, когда открываем дверь, стараемся не прикасаться ладонью к ручкам, к лифтовым кнопкам.

Нет худа без добра. Мы вдруг вспомнили изречение Священного Писания: помни последняя твоя, помни о часе кончины, и вовек не согрешишь2. Memento mori! Помни о смерти. И ранее взывали к нам античные мудрецы, но мы как будто не слышали их вразумляющего и предупреждающего нас голоса. А теперь хрупкость, кратость этой жизни (vita brevis – жизнь коротка) не нуждается в каких-то доказательствах. Мы стали больше сочувствовать людям, старикам в их немощах и хворях. Люди с пониженным иммунитетом действительно подвергались в эти недели большой опасности. Я очень надеюсь, что, оказавшись в вынужденной самоизоляции, мы – дети и родители, бабушки и дедушки, их внуки, – под единой крышей проведя столько времени, вспомнили цвет глаз родных и близких людей, научились им служить без страха и упрёка, искренне и бескорыстно. И за это время потеплели наши сердца, мы усвоили в качестве девиза слова: «С молитвой к Богу, с любовью к людям!» Изжили, с Божьей помощью, строптивость, своеволие, неприязнь, осуждение. Беда нас сплотила, соединила, мы ощутили себя единокровными, родными, бесконечно близкими друг к другу людьми. Ну а если какая кошка и пробежала, мышка хвостиком махнула, если были у нас проколы, словопреки, обиды, нестроения – Господи, прости и помоги изжить эти недостатки, чтобы сердца вновь и поскорее согрелись взаимной любовью, утешились, умирились и обрели счастье и единомыслие на земле.

Не знаю, как вам, дорогие мои друзья, но прошедшие скорбные дни принесли мне великую духовную пользу. Потому что, отрешившись на малое время от привычного для себя рассеяния, пустых бесед, праздного времяпрепровождения, переливания в разговорах из пустого в порожнее, досужего осуждения всех и вся вокруг себя, я больше молчал, больше читал, больше размышлял и больше молился. Дай Господь нам с вами не растерять этих духовных приобретений, главное из которых – внимание ума к собственному сердцу, трезвение, то есть сопротивление вдруг неизвестно откуда появляющимся в глубинах души худым помыслам, пустым мечтаниям, нечистым ощущениям. Дай Бог нам сохранить, милые мои, то молитвенное устремление ума и сердца ко Христу, которое привилось душе за это время.

Воистину, слова – это серебро, а молчание – злато. Но не всякое молчание. Ведь молчать можно и, сидя перед телевизором, обуреваясь вихрем злых помыслов и утопая в виртуальных нечистотах. Я имею в виду то молчание, которое называется священной исихией, безмолвием. Молчание, в среде которого сам Бог открывает нам Своё имя. Когда, приникая умом и сердцем к молитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, очисти мя, грешнаго! Боже, милостив буди мне, грешному, ты един беседуешь с единым Богом, предстоишь лицу (пусть невидимому) Отца Небесного и чувствуешь на себе Его воистину Божественный взор, постигаешь вместе с премудрым Соломоном, что очи Господни, стократ светлейшие солнца, испытуют ещё нерожденные мысли, видят невыявленные намерения твоего сердца3. Так что чаша весов твоего произволения уравновешена, и ты молишься только лишь об одном: «Господи, не моя, греховная, ограниченная, слепая, человеческая воля, но Твоя, Божественная, да будет со мною. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. Всем, и любящим, и ненавидящим нас, всем всё прощаем. И не введи нас, Господи, во искушение, но избави нас от лукавого.

Итак, дорогие мои друзья, мы с вами выходим сейчас на простор речной волны, на свободу воинами, облечёнными во всеоружие Божье. Вижу, вижу у каждого из вас в правой руке меч слова Божьего – прилежного изучения, чтения, размышления над Священным Писанием; меч обоюдоострый Иисусовой молитвы. Вижу в левой руке щит веры, зрячей, вещей, горячей. Веры в Иисуса Христа, распятого и воскресшего. Веры, которой мы, как щитом, угасим раскалённые стрелы лукавого духа, с тем чтобы остаться непоколебимыми в нашем уповании на Промысл Божий. Чело воина Христова украшено шлемом надежды на Бога, всемогущего и милостивого. Бёдра препоясаны поясом воздержания, так чтобы нам уже не прилепляться ни к чему тленному, но пользоваться всеми земными благами во славу Господа, прославляя Его святое имя. Ибо Он даровал нам всё обильно для наслаждения, с тем чтобы мы попечения о плоти не превращали в похоти, но прославляли Господа и за большие, и за малые Его благодеяния.

А посмотрите, грудь христианина закрыта и одновременно украшена броней правды и любви. Облекитесь в благоутробие и щедроты Божии. Любовь – это царственная добродетель, стяжать которую означает возвыситься над законом буквы. Милость возвышается над судом и поэтому, вновь вступая в общение с друзьями, сотрудниками, сродниками, прихожанами, вырвем из сердца горький корень осуждения, надмения, превозношения и обымем друг друга. Рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением4.

И пусть наша жизнь обретёт новое качество. Не будем спускать взора с воскресшего Господа Иисуса, но, отрекшись от эгоизма и себялюбия, сораспявшись Христу в Его жертвенном служении человеческому роду, веселыми ногами4 (по выражению церковной песни), будем шествовать узким путем евангельского самоотвержения, тропой бескорыстной любви, уже здесь, на земле, в этом сумрачном мире зря невечерний свет Христова Воскресения. Аминь.


1 См.: Рим. 8, 28.
2 См.: Прем. 7, 39.
3 См.: Сирах 23, 27 – 29.
4 Пасхальный канон.
Икона Спасителя с мечом.
Спаситель с мечом
декоративная горизонтальная черта
Беседа