Духовный отец русского народа

Протоиерей Артемий Владимиров

Будем помнить, в чём состояло отличительное достоинство средневековья, когда в X веке Киевская Русь приняла Православие. Нынешние люди, смирившееся с наименованием «потребителей», «обывателей», даже не представляют себе, чем жило сердце князя Владимира, когда он, находясь в мучительных поисках веры, желая осмыслить свою жизнь, искал духовных учителей, за которыми мог бы последовать. Сегодня принято говорить о его широкой натуре, о том, что без горячительного нет веселья на Руси. Но мало кто знает, что ещё с ранних лет, слушая рассказы своей благочестивой бабушки, княгини Ольги, будущий великодержавный князь задумывался о служении всемогущему Творцу неба и земли. И видимо, ждал своего часа.

Вера для него стала чем-то единым на потребу, она была дороже воздуха, солнечного света, пищи и пития. Ему как гениальному правителю, стратегу, милостивому владыке, отвечавшему за тысячу человеческих душ, стало в определённый момент очевидно, что укрепление Киевской Руси невозможно на обветшавшем фундаменте язычества, сопровождавшегося разгулом страстей и раздробленностью племён. Поэтому князь Владимир, как свидетельствует его житие, со вниманием выслушивал доводы всех приглашённых им проповедников и учителей веры.

Считаю излишним отвечать на вопрос: не лучше ли бы вовсе обойтись без религий? На него ещё в античные времена ответил древний историк Плутарх: «Много я обошёл народов и царств, но не нашёл ни одного племени, которое тем или иным образом не выражало бы своего почитания Бога, не служило Ему, не молилось бы на понятном для них языке».

Только современный обыватель, уходящий в компьютерное зазеркалье, может предполагать, что религия обедняет человеческую душу; напротив, истинное богопочитание возвращает людям человеческое достоинство, даёт им нравственные силы осуществлять разумное служение людям, препятствует поклонению греху и пороку, а ведь это неизбежный удел всякого циника.

Читая жизнеописание святого князя Владимира, мы видим, что он последовательно отверг как талмудический иудаизм с магометанством, так и латинство, окончательно отпавшее от Православия в XI веке. Из самого текста видно, что для князя Владимира, быть может, ещё не разбиравшегося в богословских тонкостях, большое значение имел эстетический фактор. Славянство, наделённое Богом чувством красоты, пониманием гармонии, в лице посланных князем Владимиром в Константинополь гонцов было покорено богослужением в великой Софии, ибо посланцы не знали, где они находились: на земле или на небе. Их выразительный рассказ о великолепии храма, о красоте пения, о пышности самой службы предрешил выбор прозорливого князя в пользу византийского Православия. Ни занудные причитания иудейских священников, ни намаз магометан, ни психологическое давление западных проповедников не смогли привлечь князя на их сторону. А вот икона Страшного Суда, принесённая греками в Киев, с объяснением конечных судеб человечества, евангельская нагорная проповедь и возвещённые Христом шесть дел христианского милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, странника ввести в дом, посетить болящего, навестить заключённого – нашли отклик в сердце киевского кагана – так называли современники своего правителя. Впоследствии святой Владимир явил такую разительную перемену в жизни, отрешившись от пережитков и излишеств языческого периода, что греческие священники сочли необходимым умерять пыл христианского благочестия в правителе, убеждая его не выпускать из тюрьмы находившихся там разбойников, указывая на печальные социальные последствия этой монаршей милости.

Почему же мы прославляем святого князя Владимира в чине, равном апостолам? Именно потому, что он является родоначальником и духовным отцом русского народа. Его молитва, произнесённая на берегах Днепра во время массового крещения киевлян, явила своё действие и в последующие века. И сейчас, когда Киевская Русь переживает один из самых драматичных моментов своей истории, когда её лидеры повернулись к Западу, давно живущему во тьме неоязычества, мы верим, что тысячелетние корни этой земли, соединяющие Великую, Малую и Белую Русь, не засохнут, но дадут свои свежие побеги. Верим, что, пусть и не без скорбей, слёз и крови, но произойдёт отрезвление части украинского народа, и он вновь вспомнит о своём историческом призвании, о своей славянской миссии: пребывать в неразделимом единстве с прочими православными славянскими народами, ибо наше неделимое Отчество, как сказал недавно Святейший Патриарх Кирилл, есть отражение тайны Святой Троицы. Наши три братских народа, имея свой самостоятельный политический статус и бытовую культуру, в сущности своей являются единым православным народом, восходящим к Святой Руси, и заслуга в этом принадлежит преимущественно святому равноапостольному князю Владимиру, память которого мы совершали и будем совершать с благодарностью к нему как к нашему отцу по плоти и по духу.

Святой равноапостольный князь Владимир
Святой равноапостольный князь Владимир
декоративная горизонтальная черта
Статья