Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Две лепты

Две лепты – это, наверное, символ. Прежде всего души и тела – мы призваны и бессмертную нашу душу, и самый телесный сосуд совершенно вверить Богу, ведь они – Его собственность. Отдать Ему не часть времени, не часть нашего сердца, но самих себя посвятить Богу, как говорит апостол, «в жертву живую, святую, благоугодную Богу».

00:12:15
Две лепты
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

До начала следующей седмицы мы продолжаем с вами, дорогие братья и сестры, чествовать сорокадневного Спасителя, принятого на руки в Иерусалимском храме святым Симеоном Богоприимцем. И впоследствии, после начала Своего открытого служения, Спаситель в Иерусалиме приемущественно будет проповедовать и просвещать народ в этом храме, в притворе Соломоновом. Туда притекало множество людей, которые могли свободно слушать Господа. А слово Его и просвещало, и умиряло, и возрождало сердца, так что люди неотступно следовали за Спасителем, забывая буквально о пище и сне, будучи питаемы глаголами Духа.

И в ночь пред Своим пленением, и впоследствии первосвященникам Спаситель будет говорить: «Что вы спрашиваете о Моем учении? Вот Я, не таясь, всегда учил народ в храме. Спросите тех, кто слушал Меня, – они ведают Мое слово» (Ср.: Ин. 18, 19 – 21).

В один из таких дней, находясь близ сокровищницы, куда иудеи жертвовали от избытка своего, Спаситель обратил внимание учеников на некую вдовицу, никем не примечаемую, не знаемую, уже пожилую женщину, и засвидетельствовал, что она, в отличие от зажиточных богатых людей, полагавших в сокровищницу от избытка своего имения, положила больше всех, положила всё, что имела, – две лепты, всё свое житие, то есть ничего больше не имея за душой. И это свидетельство Христа очень важно для осмысления нами: Бог смотрит не на внешнее, как это бывает у нас, а на внутреннее. И беда человеку, если он, думая о вечности, преимущественно внимание своё сосредотачивает на внешнем.

В чём была трагедия учителей израильских? Они любили, чтобы их приветствовали соответственно их сану, любили быть впереди всех на собраниях, на пиршествах, занимая места, как у нас говорят, в президиуме; молились так, чтобы все могли видеть, как они это делают, при этом больше изображая, чем имея молитву в глубинах души своей; обижали вдовиц и сирот, под видом благочестия отбирая у них имения как бы на жертву храму, и этим привлекали сугубое осуждение; выдавая себя за слуг Божиих, сердце имели далёко отстоявшее от Бога, а лучше сказать, в их сердце не было благодати Создателя – милостивого и кроткого, и любящего, – что и обнаружилось чрез их дела, чрез их устроение души.

Совсем иное – вдовица. Ни на кого не обращая внимания и не привлекая внимание к себе, она тайно (что, впрочем, не укрылось от взора человеколюбца Христа, всеведающего Бога) бросила в эту сокровищницу последнее, что у неё было. Она напоминает нам другую вдовицу, которая, живя во времена пророка Илии, отдала ему опреснок из последней пригоршни муки (см.: 3 Цар. 17, 8 – 16), за что и получила награду. Святой Илия воскресил умершего впоследствии её сына, а у вдовицы никогда не скудели мука и масло, чудесно восполняясь по действию Божией благодати и по молитвам пророка Илии.

Вот эту вдовицу мы должны всегда помнить, потому что сами являемся такой вдовицей. На языке Священного Писания вдовица – это душа человеческая. Вдовица она, потому что потеряла своего Мужа, а наша душа в Крещении обручена Христу. Тот, кто обручен Христу, имеет залог от Жениха – благодать Святого Духа, а Божья благодать после Крещения была нами по преимуществу потеряна по многим грехам нашим. Вот почему наша душа, как вдовица, призвана плакать в надежде на то, что обретёт искомое. При этом что у неё есть? Ничего.

Две лепты – это, наверное, символ. Прежде всего души и тела – мы призваны и бессмертную нашу душу, и самый телесный сосуд совершенно вверить Богу, ведь они – Его собственность. Отдать Ему не часть времени, не часть нашего сердца, но самих себя посвятить Богу, как говорит апостол, «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12, 1).

А может быть, две лепты – это ум и сердце, внимание и чувства, потому что не преуспевает в духовной жизни человек с рассеянным умом или молящийся кое-как, но позволяющий чувствам гулять на стране далече. Богу непременно нужно наше сердце, наше внимание. Молиться подобает умом и сердцем, которые соединяются тогда, когда мы с прилежанием призываем имя Господа Иисуса Христа.

А может быть, две лепты – это две главнейшие заповеди закона: любовь к Всевышнему и любовь к ближнему. Любовь к Всевышнему предполагает как раз всецелое посвящение Богу ума и сердца, души и тела – всего нашего существа, что выражается в признании: «Твой есмь аз». И когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Бог освящает наши душу и тело, ум и сердце, всё наше естество, и, пронизанные Божественной благодатью, отходя от Святой Чаши, мы можем признаться Господу, если хотим: «Твой есмь аз. От корней волос до кончиков пальцев, Господи, я Твой (я Твоя)».

Итак, две лепты – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Причастник, имеющий Бога любви в своём сердце, всех людей почитает своими ближними. У него после причащения Святых Таин нет врагов, потому что даже те, кто его не очень любят или совсем не любят – суть те самые создания, ради спасения которых Христос, пребывающий в его душе, пришёл в этот мир. И поэтому он даже на недоброжелателей своих по причащении Святых Таин смотрит совершенно особыми глазами. Это часть его, это члены Тела Христова, если крещены, а если не крещены, то Бог их призовёт в единство со Своим Телом.

Значит, две лепты – это совершенная любовь к Богу и совершенная любовь к людям – то милосердие, которое обнимает всю вселенную. И если кто-то хочет знать, что такое неосужденное причащение Святых Таин, то это как раз такое участие в таинстве, приняв которое, мы обнимаем духом всю вселенную. И всех, самых, как нам это кажется, грешных и недостойных мы обнимаем, потому что они одной с нами природы, и план Божий состоит в том, чтобы и их спасти. А как – это Его дело. Наше дело – этого желать и этому содействовать, молясь за всех и вся вокруг себя.

С такими мыслями, расположением, заимствовав от вдовицы её скромность и её тайную любовь ко Господу, будем приобщаться Святых Христовых Таин.

Икона: Две лепты вдовицы.
Две лепты вдовицы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные