Греческое слово «антипасха» означает день, лежащий «напротив» Пасхи, а именно – ближайшее к ней воскресение.
Евангельское чтение говорит о явлении Господа апостолу Фоме, тому самому, который в день восстания Христа из Гроба изрёк прочим собратьям, уже удостоившимся лицезреть Воскресшего:
«...Если не увижу [собственными очами] на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).
Спаситель вновь предстаёт Своим ученикам в той же самой сионской горнице восемь дней спустя и тотчас приглашает Фому вложить персты в раны Его.
Тот, ещё не простерши любопытную десницу, восклицает от полноты радости:
«Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28).
Таково исповедание святого Фомы. Он свидетельствует о воскресшем Христе как об истинном человеке («Господь мой») и истинном Боге («Бог мой») – Богочеловеке.
Что во мгновение ока сняло все сомнения взыскательного ученика относительно воскресения Учителя? Обращение к нему Господа с повелением осязать раны от гвоздей. Неделю тому назад Фома делился с прочими учениками своим желанием именно таким образом удостовериться в истинности явления Учителя.
Едва лишь маловерному предстает Воскресший, апостол слышит об исполнении чаяния из уст самого Спасителя!
Это значит, что Учитель – истинный Бог, ведь только Богу свойственно вездесущие и всеведение!
«Блаженны не видевшие и уверовавшие в Меня», – говорит Господь, призывая нас доверять свидетелям Его воскресения, верить слову их, обретая по вере благодать.
В самом деле, любовь ко Христу дарует единение с Любимым. Любящий Господа и исполняющий слово Его имеет удостоверение, свидетельство о Воскресшем в себе самом. Благодать Духа Святого удостоверяет нас в истинности победы Иисусовой над смертью куда осязательнее, зримее, нежели внешние органы чувств – глаза и уши – часто обманывающие человека.
Иные и видели Господа после Его воскресения, однако усомнились, ибо не имели преданности, детской любви и доверия к Искупителю.
Итак, друзья, наш Спаситель желает, чтобы мы искали внутреннего, духовного свидетельства о Нем, свидетельства, яже от Духа Божия, а не от очей и перстов.
Будем каяться, молиться и трудиться в исполнении заповедей, чтобы Слово Божие вселялось в нас Своею благодатью, таинственно сопребывало с нами и действовало в нас и чрез нас, недостойных Его милости, но милуемых паче чаяния – по преизбыточествующей любви Создателя и Спасителя Господа Иисуса Христа! Аминь.