Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет»

Проповедь на евангельское чтение. Унесём в памяти слова Господа о сокровище, которое каждый из нас призван найти и обрести в Нем, Господе Иисусе Христе, и в Его святом имени.

00:10:20
«Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери, сестры, с днем святителя Иоасафа, избранника Пречистой Богородицы, которому дано было обрести замечательный образ Её, именуемый Пищанским, а также возвестить посмертно о судьбах России, особом значении Владимирской иконы, которая знаменует собою и начало, и расцвет русской государственности. Чествуем также кротчайшего из всех людей, живших на земле в Ветхом Завете, боговидца и пророка Моисея.

Завершая Божественную литургию, унесём в памяти слова Господа о сокровище, которое каждый из нас призван найти и обрести в Нем, Господе Иисусе Христе, и в Его святом имени. Слова о сокровище часто звучат в Священном Писании. Они говорят о том, что таинства нашей веры не лежат на поверхности, но требуются большие усилия, и разумение, и терпение, и постоянство, чтобы найти это сокровище, не земное, но небесное. Оно открывается в словах апостола Павла: «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге»1. И добавляет апостол: «Наше же жительство – на небесах»2. Эти слова подтверждают свидетельство Спасителя: «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет»3.

Итак, наше богатство в Иисусе Христе Воскресшем, Который называет Себя ещё пшеничным зерном, упавшим в землю, умершим и принесшим плод. Речь идет о восстании Христа из Гроба. «Приготовляйте себе влагалища не ветшающие»4 – на приточном языке речь идёт о некоей ёмкости, которая необходима для того, чтобы вместить сокровище. Речь идёт, конечно, о пространстве души, о глубинах сердца, о духе человеческом, духе, который призван, может, должен, способен восприять в себя имя Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Тот, кто позаботился о том, чтобы не упускать из области внимания Господа, хочет сочетать не только с умом, но и с сердцем имя Господне, скоро убедится в том, что это действительно неотъемлемое от нас сокровище, против которого бессильны и разбойники, и воры, и ржавчина. Потому что Господь, в отличие от земных имений и приобретений тленных, вечен. И человек, устремивший к Нему, Иисусу Христу, силы души своей – ум, чувства и волю, во Христе обретает подлинное бессмертие, вступает в вечность, если средоточием своей жизни соделывает молитву.

Для того, чтобы это сокровище не потерять, но чтобы оно невидимо и таинственно умножалось в нас, Спаситель присовокупляет: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи»5. Чресла нашего ума – это, собственно, внимание. Мы призваны всегда бдеть, всегда быть настороже, всегда быть внимательными, чтобы драгоценный бисер, жемчуг нашей молитвы не растерять, чтобы никакие рассеянность, забывчивость, многозаботливость, суетность души не заставляли нас потерять самое главное – обращённость ко Христу Спасителю.

Да будут светильники ваши горящими. Светильником нашей падшей природы является дух. Дух, просвещенный Крещением. Тогда наш дух пламенеет, когда мы направляем его к Воскресшему Христу, когда всё наше внимание поглощено единым на потребу – призыванием имени Господа Иисуса Христа. Этим деланием, сокрушенным покаянием и упованием на Христа чрез молитву, мы призваны заниматься постоянно. Не только на заре нашей внимательной жизни: для кого-то это поступление в монастырь, для кого-то сознательно воспринятое таинство Крещения, для кого-то – глубокое покаяние в грехах неведения, но и в первую, и в третью, и в четвёртую стражу христианин, возложивший руки на плуг благочестия, призван всегда устремляться к Спасителю, никогда не охладевать душой, не разочаровываться, но своё упование на Господа соделывать всё более твердым, быть всё более ревностным, внутренне приверженным Христу, так, чтобы выполнить завет Его: «Будите готови: ибо не знаете, в какую стражу Господь ваш приидет»6.

Призовет ли вас ночью к Себе, или в утренние часы, или средь дневной суеты, или близко к вечеру – действительно, наша жизнь очень хрупка, и поэтому мы должны всегда быть готовы отворить двери Домовладыке. Или, как юный Самуил пророк, среди ночи отвечать на Божественный голос:

«Самуиле, Самуиле!»

«Се, аз есмь, Господи»7.

Интересно, что этот евангельский завет и повеление: «Будите готови», – восприняла молодежь России в безбожное время.

«Будьте готовы!»

«Всегда готовы!» – отвечали пионеры, не зная о том, что это повеление и ответ, собственно, взяты из Божественного Писания.


1 Кол. 3, 3.
2 Фил. 3, 20.
3 Лк. 12, 34; Мф. 6, 21.
4 Лк. 12, 33.
5 Лк. 12, 35.
6 Ср.: Лк. 12, 40; Мф. 24, 42 – 44.
7 Ср.: 1 Цар. 3, 4 – 10.
Деталь иконы
Светильник со свечой
декоративная горизонтальная черта
Проповедь