Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Господи, даруй мне прозрение!»

Христос предлагает нам воспользоваться коллурием — некой таинственной мазью, очищающей очи. Эта глазная мазь есть не что иное, как покаяние, когда в человеке гордом и строптивом, самоуверенном и упрямом вдруг рождается это чудотворное слово: «Прости, Господи! Я виноват, каюсь пред Тобою». Когда человек вдруг становится готовым это: «Прости!» — обратить и к ближним, а раньше ведь считал себя ни в чём не повинным пред ними.

00:11:29
«Господи, даруй мне прозрение!»
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос воскресе!

Слыша о благодеянии, которое Спаситель явил слепорожденному, — чудо, о котором от века никто никогда не слыхивал! — перенесём это событие на самих себя. Самая страшная болезнь — душевная слепота, омрачение духа человеческого — именуется гордыней. По разным причинам, а всего более по внушению диавола может она овладевать человеком.

И когда гордость застит очи и ни зги не видно — ни смысла жизни, ни цели её, — человек говорит словами известного героя:

«...Нет правды на земле.
Но правды нет — и выше».1 

Он сомневается или вовсе отрицает Провидение, по безумию своему изрекает, что небо пусто. Соответственно, почитает себя вправе судить людей. Не имеет точки опоры во Всевышнем, Его всемогуществе и любви, пытается всегда неудачно опереться на себя, на свои скудные и в конечном счёте изменяющие ему силы разума и воли.

Ослепший духовно признаёт себя самодостаточным. Такой иногда изрекает, что он не имеет нужды ни в чьей помощи, — ни небесной, ни земной. И, как правило, с подобной мрачной, прямо скажем, демонической философией душа, объятая гордостью, либо внутренне сама себе признаётся в безумии, либо, не выдерживая напряжения жизни, которая бьёт гордеца всеми острыми углами, и в самом деле теряет разум. Как говорили ещё древние: «Кого Бог захочет наказать, вразумить, тот лишается разума».

Но Спаситель наш есть Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир (см.: Ин. 1, 9). Не для подобного тупика и жизненного крушения даровал нам Господь этот чудный дар жизни. И каждому из нас Он хочет возвратить духовное зрение, о чём так выразительно сказано в последней книге Нового Завета — Книге Откровения. Бог, обращаясь к гордецу, к гордой душе, с горечью ей свидетельствует:

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

(Откр. 3, 17 — 18)

И это про нас, и это для нас.

Действительно, возвращается зрение и спадает короста гордыни с глаз, когда мы принимаем в самое сердце это золото, огнем очищенное. Апостол Пётр в своем послании говорит, что вера наша драгоценнее золота:

дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа. (1 Пет. 1, 7).

Это огонь Святого Духа, Который даётся человеку даром единственно за веру в Божество Господа Иисуса Христа. А может быть, это огонь скорби, потому что говорят, что вера должна быть выстрадана и выношена всей жизнью человека. И большинство из нас именно от скорбей и невыносимости земного бремени обратились ко Христу и увидели Его, Прекраснейшего из сынов человеческих, и сердцем почуяли, что Он есть Бог, спасающий нас.

Итак, вера возвращает нам зрение, помогает осмыслить свою жизнь и понять, кто мы и для чего мы. Она и есть подлинный свет, возвращающий человеку разум. Христос предлагает ещё нам воспользоваться колурием — некой таинственной мазью, очищающей очи. Мы слышали, как Спаситель сотворил брение, плюнув на землю, и помазал очи слепому, повелев ему омыться в Силоамской купели.

Очевидно, что эта глазная мазь есть не что иное, как покаяние, когда в человеке гордом и строптивом, самоуверенном и упрямом вдруг рождается это чудотворное слово: «Прости, Господи! Я виноват, каюсь пред Тобою». Когда человек вдруг становится готовым это: «Прости!» — обратить и к ближним, а раньше ведь считал себя ни в чём не повинным пред ними.

И эта глазная мазь есть не что иное, как смирение, умение обвинить себя, а не другого; это прозрение и осознание, что виноват ты больше всех, а потом уж другие. И всё сказанное — золото веры, очищенное огнём скорбей и подающее Духа Святого, и глазная мазь смирения и сокрушения духа — выражается во внутренней тайной молитве и обращённости из глубин нашего сердца к Всевышнему: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости и помилуй мя, грешного».

И тот, кто устал от собственной близорукости, кому наскучили его собственные ошибки, кто хотел бы понять пути Провидения, кто хочет узреть дорогу жизни пред собою, и призван постоянно промывать свои очи, постоянно просветлять внутренний взор, памятуя, что Свет, доставляющий нашим зрачкам, нашему сердечному оку способность видеть, — это Он, Христос, и нет иного света.

И поэтому, чем внимательнее, собраннее, убеждённее, постояннее мы призываем Господа и Спасителя, веря в чудотворность Его святого имени, веруя в Его, Господа, Божество и человечество, чем лучше мы с нашим дыханием, с нашими мыслями и чувствами соединим Его, Господа, святое имя, в глубинах собственного сердца призываемое: «Иисусе Христе, просвети! Иисусе Христе, помилуй! Иисусе Христе, руководствуй мною», — тем более будет прибывать в нас внутреннего света Божественного, тем более раскроются перед нами горизонты земной и вечной жизни, тем более мудрыми, рассудительными, острозоркими мы будем, понимая, что не собственные наши умение или интеллект, или врождённые способности, но Сам Христос Спаситель являет в этой жизни нам Свой вещий перст и указует путь спасения.

А для того, чтобы в душе родилось всё сказанное, для того, чтобы для начала нам увидеть, насколько уродливо это чувство самодостаточности, независимости, насколько отвратительно пред Богом осуждение, — уж точно мы поставлены не судить, а молить Господа о себе и ближних, — мы и причащаемся Святых Христовых Таин, прося, чтобы Господь Своим внутренним духовным светом озарил пространство нашей души. И от нас лишь зависит, потерям ли мы этот невечерний Свет или будем, как многоочитые херувимы, предстоя Господу в смирении и любви, двигаться к Нему. Аминь.

Христос воскресе!


1 Из «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» (1830) А. С. Пушкина. Слова Сальери, которыми эта трагедия начинается.
Картина Василия Сурикова
Василий Суриков. Исцеление слепорождённого Иисусом Христом
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные