Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Готовясь ко взаимному прощению обид...

Сегодня, готовясь ко взаимному прощению обид, мы должны неким образом сопрячь спасительные страдания Христовы с жизнью каждого из нас, и прежде всего – своей собственной. Когда наши телесные члены были предоставлены в рабство нечистоте, когда руки наши простирались на зло, – тогда и Христос Спаситель, простирая Свои руки на Кресте, страдал, дабы нас освободить от власти греха.

00:21:02
Готовясь ко взаимному прощению обид...
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Обратим внимание, дорогие братья и сестры, что наш храм в преддверии постных дней посетила особая благодать в явлении святых и чудотворных мощей. Икона апостола Петра и Павла, справа от меня, украшена частицами мощей святых первоверховных апостолов. Ростовая икона святителя чудотворца Николая, у стены рядом с окном, тоже теперь имеет святые мощи самого святителя. В алтаре у нас появились, благодаря доброхотам нашего прихода и дружественным связям с Грецией, мощи святого Крестителя Господня Иоанна и мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Мы, не спеша, будем выставлять их для поклонения и лобызания.

А вот сегодня за центральным аналоем, где образ Спасителя, вы видите необычно оформленные великие святыни Страстей Господних. Пока у нас идёт дело взаимного прощения обид, желающие могут, уступая друг другу место, прикладываться к этой святыне. Там малые частицы Святого Животворящего Креста Господня, тернового венца Христова, уз, которыми Спаситель был связан в Гефсиманскую ночь, и губки, смоченной уксусом, когда воин преподнес её к устам Христа, уже висевшего на Голгофском Древе. Эти святыни пришли к нам на время. Даст Бог, они появятся в храме вновь на Страстную седмицу.

А ведь образу соприсутствует Первообраз, и там, где орудия Страстей, там и Христос, вознесённый на Крест ради нашего спасения. И не нужно просвещённому христианину заглядывать далеко в сокровищницы своей памяти, чтобы вспомнить, как наш Спаситель молился до кровавого пота в Гефсимании, как затем негодными людьми был связан, но не потому что уступил силе, а потому что Сам восхотел завершить искупительный подвиг страданиями на Кресте. Мы помним, как, обагрив Своё плечо Крестным Древом, падая под его тяжестью несколько раз, неправедно осуждённый Судия всех человеков Христос молился об отпущении грехов Своих распинателей и, тая в муках, был увенчан этим терноносным венцом. В заключение всех зол подошёл к Нему жестокий воин с губкой, смоченной уксусом, но Спаситель отвратился от этого пития и затем предал Свой дух Отцу со словами: «Совершилось! Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Ин. 19, 30; Лк. 23, 46).

Орудия Страстей Господних благодатью Божией были хранимы и поныне хранятся у христиан во всех народах и вот, пришли малыми частицами и в этот Божий храм. Говоря слово о  Страстях Господних, один из святителей дерзновенно вопрошал свою паству:

«Возлюбленные, я спрошу вас, отчего Христос Спаситель плачет кровавыми слезами? Отчего этот кровавый пот обагряет землю, когда Он, Божественный Страдалец, коленнопреклонено молит Отца: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39)? Оттого пот Христа является кровью, что Спаситель зрит грядущее и принимает на Себя всечеловеческий грех. Страдая за нас, Он видит, что лишь малой части людей эти страдания послужат во спасение. Плачет Господь кровавыми слезами, появляется пот в виде капель крови, потому что Христос видит, что Его Голгофская Жертва не будет востребована человечеством в той мере, в какой этого хочет Сам Бог, не желая, дабы кто из грешников погиб, но привлекая всех Своими объятиями со Креста в спасительное лоно Церкви. Вот эта ожесточённость грешных человеческих сердец, оказавшихся твёрже, чем камень, который трескался у подножия горы Голгофы и у Гроба Господня, это преступное равнодушие к делу своего спасения погибающих созданий Божиих, уловленных живыми диаволом, и было причиною кровавого пота Христова».

Почему и на Суде Господнем, а ещё прежде на Тайной Вечери, Спаситель называет малым стадом тех, кто, будучи предузнан от вечности, оказался Ему верен и засвидетельствовал свою верность покаянием и доброй жизнью в краткие дни земной жизни.

Вот и мы сегодня, готовясь поучаствовать в чине взаимного прощения обид, должны неким образом сопрячь спасительные страдания Христовы с жизнью каждого из нас, и прежде всего своей собственной. Действительно, когда наши телесные члены были предоставлены в рабство нечистоте, когда руки брали чужое или заушали ближних, делали что-либо недолжное – вот тогда-то и Христос Спаситель, простирая Свои руки с Креста, а ещё прежде, в Гефсиманском саду простирая руки, дабы они были связаны узами, страдал, чтобы нас освободить от власти греха, чтобы мы наши телесные члены посвящали бы уже единому Богу, Его правде и святыне.

И, целуя сегодня узы Господа Иисуса Христа, будем молиться о том, чтобы никто из нас не был связан порочной страстью, тонкой, как малая ядовитая змея, или всеми видимой и безобразной, как анаконда или удав, но чтобы мы обрели во Христе, самосущной Истине, нравственную свободу. А если не хватает сил самим свергнуть с себя бремя греха, то подобает простить ближних, по крайней мере, не судить их в своих собственных падениях и страстях. И таким образом мы сделаемся доступными для Божией благодати, которая принесёт нам чаемую свободу.

А когда наш язык изрекает горькие и нечистые словеса, когда мы унижаем достоинство окружающих нас ближних убийственной иронией, горечью презрения, когда из уст наших льётся одновременно и сладкая, и горькая вода, мы и благословляем Бога, и произносим нечто близкое к проклятию – вот тогда воин намачивает губку прогорклым вином, уксусом, и подносит к устам Иисуса Христа. И Спаситель отвращается от этой горечи, одновременно обеззараживая, очищая наш язык, который должен быть нам не врагом, но другом, ибо им мы призваны славословить Творца и созидать сердца ближних словом полезным, приятным, словом истинным.

А сколько мыслей роится в человеческой голове, воспалённой гордыней, превозношением, отчуждением от подобных себе созданий! Иной человек имеет вид благопристойный, презентабельный, как кажется, его не в чем упрекнуть, но заглянешь внутрь души – и поистине откроется вам гроб, исполненный всякой мерзости и нечистоты. Таковым бывает каждый из нас, когда позволяет лукавому нашёптывать нам лесть и клевету, когда внутренне мы пересуживаем людей, внутренне казним их, забывая, что всё наго и обнажено в очах Господа Вседержителя, и Его слово есть меч обоюдоострый, проникающий до разделения составов и мозгов. И всё тайное становится явным, и свирепствующие в нас злые помыслы на самом деле причиняют смерть самой душе, позволяющей свить такое осиное или змеиное гнездо в глубине собственного сердца.

Вот почему Спаситель венчается терновым венцом – Он берёт на себя наши грехи, дабы мысль наша была светла, уста были праведны и приятны для слышания, дабы уши наши были заграждены от нечистых слов, руки и ноги, все прочие члены, всё тело и душа были живым всесожжением Господним. И мы становились бы не пристанью семи злых бесов – чревоугодия, блуда, гнева, сребролюбия, уныния, гордости, тщеславия, но были бы обителью семиобразной благодати – духа премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия.

Но как достичь этой перемены от тьмы к свету, как от идолов к Живому Богу обратиться? Можно внешне исполнять требования закона, но исподнее, изнанку как выбелить и вычистить, дабы наши мысли были чисты, чувства достойны Бога, намерения святы? Только благодать, которая есть Дух, всё Собою пронизывающий, наполняющий, сильна высвободить нас из-под гнёта страстей, выбелить наши помышления, возродить на сердце семена Христовых добродетелей, дабы запоздалые цветы любви, чистоты, кротости, радости, мудрости, воздержания, мерности, мира благоухали в нас и чрез нас доставляли блага окружающим людям.

И перемениться вмиг человек не может, а благодать сильна внезапно, в единочасье обогатить нищего. Для этого требуется лишь пошире раскрыть створки своего сердца, осудив себя в словах: «Прости меня, брате! Простите меня, друзья!» Изречь им прощение и таким образом дать сбыться в нас словам Господа: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14 – 15). И освобождение от страстей, и оставление прежде содеянных грехов, и насаждение начатков добродетелей, и вселение благодати Духа Святого, которая сделает сердце и лёгким, и светлым, и мудрым, и чистым,  – всё это, как награда за импульс сердца, за сердечные движения к ближнему, за готовность, как Христос прощает человеческий род, простить десяток-другой окружающих нас людей и заречься не поползаться ни в словесное, ни в мысленное осуждение.

Мы и воспользуемся сегодня, братья и сестры, этим снадобьем, этим лекарством, перейдём чрез рубикон собственной гордыни, взойдём на мостик, который соединяет время и вечность и, разрушив идолов обидчивости, мнительности, злопамятства, недоброжелательства, как блудные дети Небесного Отца устремимся в Отчии объятия. И таким образом обретём вместе с усыновлением и полноту милующей нас Божественной любви, а в ней обрящем сверхъестественное непостижимое действие Духа Святого, являющееся и светом, и пищей, и дыханием, и украшением, и достоинством, и залогом спасения уже здесь, на земле, для всякого верного ученика Христова.

Мозаика с раннехристианскими символами.
Орудия Страстей Христовых
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные