Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«И Дух Святый был на нем»

Протоиерей Артемий Владимиров

И҆ сѐ, бѣ̀ человѣ́къ во і҆ерⷭ҇ли́мѣ, є҆мꙋ́же и҆́мѧ сѷмеѡ́нъ. И҆ человѣ́къ се́й првⷣнъ и҆ бл҃гочⷭ҇ти́въ, ча́ѧ ᲂу҆тѣ́хи і҆и҃левы: и҆ дх҃ъ бѣ̀ ст҃ъ въ не́мъ.

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем».

«И Дух Святой был на нём», – вот образ разумного подвижничества, подлинной праведности, истинного благочестия и веры в Мессию. Так и преподобный Серафим учит боголюбцев исследовать, в Духе ли они, содействует ли им Божественная благодать?

Но, конечно, выполнить этот совет преподобного Серафима могут лишь те, кто всецело, умом и сердцем, душой и телом  старается принадлежать Богу  и, по совету апостола Павла,  долгим обучением очистил свои чувства в различении добра и зла.

Святой Симеон, будучи книжником, не из книг вычитывал что-то сокровенное для себя, но был непосредственно руководим Духом Святым, в глубинах собственной души внимая тому, что полагал ему на сердце Всевышний.

Однако мы должны понимать, насколько отличны мы от святого Симеона, и не можем воспринимать глаголы Духа Святого в нашем, ещё не очищенном, сердце.

В чистых сердцах действительно говорит Бог, и это идеал, в который мы должны верить, но к которому не должны стремиться, забывая задачу покаяния и очищения. Ибо современные люди настолько горды и себялюбивы, что легко впадают в обольщение от демонов, всегда готовых шепнуть нам что-то, выставляя себя за светлого Ангела. Трезвенное устроение заключается в том, чтобы не внимать никаким откровениям и гласам и отворачиваться от всяких голосов.

И҆ бѣ̀ є҆мꙋ̀ ѡ҆бѣща́нно дх҃омъ ст҃ы́мъ, не ви́дѣти сме́рти, пре́жде да́же не ви́дитъ хрⷭ҇та̀ гдⷭ҇нѧ.

«Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

Святой Симеон жил некой сокровенной внутренней жизнью, сковав уста свои молчанием, непрестанно в глубинах сердца собеседуя с Творцом. Очевидно, что подражать этому христианин и может, и должен, потому что обуздать свой язык и научиться более слушать, нежели говорить, – вот черта подлинного благочестия.

И҆ прїи́де дꙋ́хомъ въ це́рковь.

«И пришел он по вдохновению в храм».

Именно в собеседовании с Божественной благодатью, во внимании ума к собственному сердцу и состроит труд пребывания в храме, где Сам Дух Святой каждого из нас назидает куда полнее, чем человеческое слово.

И҆ є҆гда̀ введо́ста роди́тєлѧ ѻ҆троча̀ і҆и҃са, сотвори́ти и҆́ма по ѡ҆бы́чаю зако́нномꙋ ѡ҆ не́мъ,

«И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд...»

Христос исполняет всякую правду, чтобы, восполнив закон, отменить его внешнюю обрядовую часть, оставив неизменной сердцевину: суд, милость и веру.

и҆ то́й прїе́мь є҆го̀ на рꙋкꙋ̀ своє́ю, и҆ бл҃гословѝ бг҃а, и҆ речѐ:

нн҃ѣ ѿпꙋща́еши раба̀ твоего̀, влⷣко, по гл҃ꙋ твоемꙋ̀, съ ми́ромъ:

ꙗ҆́кѡ ви́дѣстѣ ѻ҆́чи моѝ спⷭ҇нїе твоѐ,

є҆́же є҆сѝ ᲂу҆гото́валъ пред̾ лице́мъ всѣ́хъ люді́й:

свѣ́тъ во ѿкрове́нїе ꙗ҆зы́кѡмъ, и҆ сла́вꙋ люді́й твои́хъ і҆и҃лѧ.

«Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, – свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Уродливые лжетолкования  Ветхого Завета сосредоточены в Талмуде, который все народы почитает едва ли не скотами, возвещая о единственном избранном народе нынешних иудеев. Сам диавол ослепил очи  гордецов, которые соединяют религиозное учение с ненавистью к людям. Истинный пророк зрит всех людей, все народы, которым от века уготовано спасение, он созерцает всего Адама, духом понимая, что Господь грядёт искупить человеческую природу, разделенную на бесчисленное множество людей.

И҆ бѣ̀ і҆ѡ́сифъ и҆ мт҃и є҆гѡ̀ чꙋдѧ̑щасѧ ѡ҆ глаго́лемыхъ ѡ҆ не́мъ.

И҆ бл҃гословѝ ѧ҆̀ сѷмеѡ́нъ, и҆ речѐ къ мр҃і́и мт҃ри є҆гѡ̀: сѐ, лежи́тъ се́й на паде́нїе и҆ на воста́нїе мнѡ́гимъ во і҆и҃ли, и҆ въ зна́менїе прерѣка́емо:

и҆ тебѣ́ же само́й дш҃ꙋ про́йдетъ ѻ҆рꙋ́жїе: ꙗ҆́кѡ да ѿкры́ютсѧ ѿ мно́гихъ серде́цъ помышлє́нїѧ.

И҆ бѣ̀ а҆́нна прⷪ҇ро́чица, дщѝ фанꙋ́илева, ѿ колѣ́на а҆си́рова: сїѧ̀ заматорѣ́вши во дне́хъ мно́зѣхъ, жи́вши съ мꙋ́жемъ се́дмь лѣ́тъ ѿ дѣ́вства своегѡ̀:

и҆ та̀ вдова̀ ꙗ҆́кѡ лѣ́тъ ѻ҆́смьдесѧтъ и҆ четы́ре, ꙗ҆́же не ѿхожда́ше ѿ це́ркве, посто́мъ и҆ моли́твами слꙋжа́щи де́нь и҆ но́щь.

И҆ та̀ въ то́й ча́съ приста́вши и҆сповѣ́дашесѧ гдⷭ҇еви и҆ глаго́лаше ѡ҆ не́мъ всѣ̑мъ ча́ющымъ и҆збавле́нїѧ во і҆ерⷭ҇ли́мѣ.

И҆ ꙗ҆́кѡ сконча́шасѧ всѧ̑ по зако́нꙋ гдⷭ҇ню, возврати́шасѧ въ галїле́ю, во гра́дъ сво́й назаре́тъ.

Ѻ҆троча́ же растѧ́ше и҆ крѣплѧ́шесѧ дх҃омъ, и҆сполнѧ́ѧсѧ премⷣрости: и҆ блгⷣть бж҃їѧ бѣ̀ на не́мъ.

 

Византийский стиль, конец XIX- начало XX века. Хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк
Византийский стиль, конец XIX- начало XX века. Хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк
декоративная горизонтальная черта
00:35:24
«И Дух Святый был на нем»
Беседа