Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Иисусе, вдов заступление…»

Размышление о строке акафиста Иисусу Сладчайшему «Иисусе, вдов заступление…» – о вдовицах Ветхого и Нового Заветов, на примерах вдовицы из Сарепты Сидонской и вдовицы, докучавшей неправедному судии.

00:15:08
«Иисусе, вдов заступление…»
Протоиерей Артемий Владимиров

     “Иисусе, вдов заступление”

Так мы обращаемся ко Господу словами акафиста Иисусу Сладчайшему. Давайте мысленно окинем взором Священное Писание Ветхого и Нового Заветов и вспомним там тех вдовиц, которых Слово Божие прославило. В Ветхом Завете всего прежде на память приходит образ вдовицы из Сарепты Сидонской — той самой мужественной женщины, которая удостоилась принять пророка Божия Илию, томимого голодом.

По великой вере в человека Божия она отдала последнюю имеющуюся дома муку, чтобы тот испёк себе хлеб; решившись умереть вместе с сыном, потому что им нечего было есть. Человек Божий не забыл веру этой вдовицы, и с тех пор, как он зашёл к ней в дом, в её склянках никогда не переводилось масло, но чудесно умножалось само собою, так что вдовица беспечально препровождала последующие дни.

Не будем бояться, дорогие друзья, отдать Господу лучшее, что мы имеем — наши мысли, наши чувства, прежде всего наше сердце. И, отрешившись от внешней суеты, положим к стопам Господа Иисуса эту чистую муку смирения, о которой в девятнадцатом веке прекрасно сказал один духовный писатель: «Измелитесь Господу в жерновах смирения, да будете Ему, яко хлеб сладкий».

«Сын мой, дай Мне сердце твое». Отдав все, что мы имеем — наш дух, наше сердце, наше сознание — Христу, мы, как вдовица Сидонская, не останемся в накладе. Но святой елей — Божественная благодать, в Крещении нам дарованная, чудесно умножится, если только мы будем призывать имя Господа Иисуса Христа с верою и любовью, поставляя себя в совершенную зависимость от нашего Спасителя.

А теперь вспомним Новый Завет — притчу Христа о вдовице, которая докучала неправедному судии, прося его заступиться за неё, обиженную неким человеком. Судия неправедный ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, но, вконец утомленный неустанностью её просьб, всё-таки выполнил то, чего она от него ждала. И если не склонные к милосердию люди ради собственного покоя, только бы не видеть лицо просителя, говорят ему: «Сделаю, что ты просишь, только не докучай мне», — если так ведут себя чёрствые люди, не тем ли паче Отец Небесный даст благо просящим у Него?

И, действительно, когда мы возводим свой взор ко Господу Иисусу Христу, взошедшему ради каждого из Своих созданий на Крест, когда начинаем жаловаться Спасителю на собственные страсти и диавола, пленение которому становится для нас невыносимым, когда, расписываясь в собственной своей беспомощности, каемся и плачем перед Ним, то Он, милосердный, распростирая со Креста Свои руки, тотчас приходит к нам на помощь, тотчас восполняет недостающее, тотчас даёт нам нравственные силы нести жизненный крест покаяния.

И таким образом наша душа — это та самая вдовица, которая ушла удовлетворенной, насыщенной, счастливой, потому что Бог знает, как помогать изнемогающим Своим ученикам. И, попустив нам несколько потерпеть, во сто крат вознаградит нас за нашу благую, смиренную настойчивость, если лишь в Нём, Христе, мы видим своего защитника, спасителя, помощника и кормильца.

     “Иисусе, вдов заступление”

Мы уже сравнили собственную душу с участью вдовы, потерявшей мужа. А ведь, действительно, всякая вдова прежде бывает невестой. Обрученная жениху, она ждёт и ждёт часа свадьбы, с тем чтобы стать его законною супругою. Каждый из нас, дорогие друзья, в Таинстве Крещения обручился Спасителю. Душа христианина — подлинная невеста, имеющая Женихом Царя царствующих и Господа господствующих.

Спаситель вместо венчального перстня в Таинстве Миропомазания дарует нам залог Духа Святого и как будто отходит на страну далече, предоставляя нам в этот краткий земной отрезок бытия явить Ему, Господу, за нас пострадавшему, верность и любовь.

Но, увы, многие из нас, и прежде всего я, получив в детстве драгоценный залог Духа Святого, по легкомыслию, по неведению, по незнанию растлили его вольными и невольными грехами. Вот почему душа христианская часто отождествляет себя со вдовицей: она лишилась благодатного дыхания Святого Духа, обнажилась от Утешителя, потеряла светлое одеяние благодати, сопрягла себя вольно-невольно с разбойником, диаволом, который, вновь получив власть над нами, начинает мучить нас, тесня сердце богопротивными страстями.

Но, очнувшись от этого греховного сна, каждый волен восплакать об оскорблении, нанесенном нами Христу — Жениху души своей. Каждый волен обратиться к Нему с плачем и покаянием:

«Иисусе, одеяние души моей,

Иисусе, заступниче мой,

Иисусе, щит и ограждение мое,

Иисусе, Утешитель, не остави меня, помилуй меня.

Скорбит моя душа, как вдовица, не имеющая ни защиты, ни покрова, страждущая от разбойников. Воззри на меня — согрешившего, немощного, отступившего от Тебя, предавшего Тебя, отрекшегося от Тебя, Господи.

Но ради имени Твоего святого, ради бесценной, пролитой Тобою на Голгофском Кресте Крови, ради страданий и воскресения Твоего не отвергни меня, кающегося, подыми меня, падающего, утеши меня, изнемогающего.

Господи, даруй мне вновь обручиться с Тобою, так чтобы, не отклоняясь ни направо, ни налево — ни ошуию, ни одесную, —  я шёл узкой стезёй покаяния и молитвы, внимания и трезвения, навстречу Тебе, Господу, Судии, сидящему на престоле».

Вот так, исповедуя свою немощь, признавая во Христе Спасителе Своего Отца, Искупителя и заступника, именуя Его светом, Хлебом Небесным, вкушаемым во спасение, дверью в Царство правды и любви, мы, сосредоточив наше внимание на Искупителе, обретём благодатную поддержку и силу. И будем уже не оборачиваться назад, как это сделала греховная жена Лота, но, по слову апостола, забывая заднее, простираться вперед, с тем чтобы, с бодростью и ревностью о Господе, упованием и надеждою призывая Его, Господа, святое имя, уподобиться овечке, весело бегущей навстречу доброму своему пастырю.

 И Господь, верим, безмерно обогатит наше сердце. Он — честным вдовицам заступление. Он есть полнота, все Собою наполняющая. Он введёт душу, преданную Ему, мужественную, рассудительную, кающуюся, в чертог богопознания и богообщения. Здесь нужны решимость и  рассудительность, с тем чтобы, не думая о секундах свысока, по слову поэта, использовать каждый час, каждую минуту, предоставленную нам, для предстояния Христу, для собеседования с Ним, покаяния перед Ним, для исполнения Его святой, благой и совершенной воли.

     “Иисусе, вдов заступление”

Когда мы чувствуем, что духом Иисус пребывает с нами, когда во всем уповаем на Его благодать, от души отходят и растворяются в небытии все страхи и печали, малодушие и уныние. Душа как будто обретает крылья, потому что Христос есть альфа и омега нашего бытия. Он — источник и причина нашей жизни. В единении с Ним наше бесконечное счастье и блаженство. Лишь в Нём, Господе, успокаивается сердце наше, как свидетельствует древний христианский святитель блаженный Августин.

И если на земле часто вдовушки сетуют и плачут, вспоминая время золотое, принужденные бороться за своё существование, в трудах и потах снискивая себе на пропитание, то в благодатной жизни во Христе всё иначе. Душа, свергнувшая с себя бремя согрешений, вновь вступившая в духовный брак со Христом посредством покаяния и молитвы, становится всё бодрее и энергичнее, пребывает и в радости, и в мире, особенно если умеет ещё делиться накопленным сокровищем с ближними, вверяя их бесконечной милости Божией и прося им того, что хочет обрести сама — вечное спасение во Христе Иисусе, Воскресшем из мертвых. Аминь.

Господь Иисус Христос
Господь Иисус Христос
декоративная горизонтальная черта