Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Именем Господним противляхся им...»

Имя Христово, призываемое в простоте и незлобии, в посильном постоянстве и внимании, сильно даровать нам, пусть и не скорую, но победу, даровать нам очищение от всякой скверны плоти и духа. Произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» – и свойственная падшему естеству гордость, самоуверенность, мнимая самодостаточность уступают место ощущению детской немощи, бессилия, всеконечной нужды в Боге, Который является источником и причиной нашего бытия.

00:12:41
«Именем Господним противляхся им...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Завтра, дорогие братья и сестры, мы услышим на Божественной литургии слово Господа Иисуса Христа о Его Втором пришествии и Суде, на котором предстанут все без исключения люди, начиная от Адама до последнего человека, воззванного к бытию. И последующая Сырная седмица в богослужебных текстах вся пронизана предощущением, осмыслением, приуготовлением нашего собрания к Божиему престолу в ведомый Богу час.

Продолжая утреню, вспомним, что наш Спаситель одной из первых по воскресении Своём явился Марии из Магдала, преданной Своей ученице, по горячности сердца схожей с апостолом Петром. Евангелист Марк упоминает, какой именно Марии явился Спаситель, – Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Очевидно, что до встречи с Учителем она испытывала угнетение от падших духов, как испытывает его всякий человек, не взыскавший у Христа милости. Ведь Он, Спаситель, явился в этот мир, чтобы разрушить дела диавола, то есть вывести нас из погибельного для нас пленения, избавить нас от воздействия тёмных духов. Благодарная Христу за исцеление, святая Мария неотступно следовала за Учителем и была одной из первых, кто удостоился общения с Ним по восстании из мёртвых. 

Впоследствии Спаситель, восходя на небо, обещал всем, кто искренне будет веровать в Него, особые благодатные дары. В частности, Он сказал: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17). В таинстве Крещения мы некогда произнесли клятвы верности Богу. Прежде отрекшись от тёмной сатанинской власти, получили благодатные дары Духа. Однако для усвоения этих даров нам совершенно необходимо (особенно если по легкомыслию мы оскорбили крещальную благодать) со вниманием в течение жизни умом и сердцем обращаться ко Господу Иисусу Христу, памятуя, что преславное Его имя является щитом и мечом для подвижника благочестия.

«Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17).

А ведь каждый из нас ежедневно подвергается обстрелу, на каждого из нас направлены десятки, а может быть, сотни этих разожжённых стрел лукавого духа. И неслучайно евангелист говорит о том, что семь демонов были изгнаны некогда из Марии Магдалины, – ведь все искушения, все соблазны, все напасти, помыслы, которые только не мучают душу ученика Христова, обусловлены действиями семи страстей. И каждый из нас должен хорошо их знать и помнить, и изучать их воздействие на наши ум и сердце. Гордость и тщеславие, сребролюбие и гнев, плотская нечистота и чревоугодие и дух печали, который может довести человека до отчаяния, – вот с этими-то духами, помыслами, мечтаниями, ощущениями, которые диавол направляет на нас, маскируясь сам и оставаясь невидимым для взора, – с этими искушениями нам и должно бороться, именем Христовым сопротивляться им, как учит царь Давид:

«Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им:

Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им:

Обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им» (Пс. 117, 10 – 12).

Итак, молитва Иисусова или само имя Христово, призываемое в простоте и незлобии, в посильном постоянстве и внимании, сильно даровать нам, пусть и не скорую, но победу, даровать нам очищение от всякой скверны плоти и духа. Произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» – и свойственная падшему естеству гордость, самоуверенность, мнимая самодостаточность уступают место ощущению детской немощи, бессилия, всеконечной нужды в Боге, Который является источником и причиной нашего бытия. Только молящийся человек может приобрести опытное смирение, то есть ощущение своей полной и безвозвратной зависимости от Господа, нужды в ежесекундной Его помощи. 

«Иисусе Христе, помилуй меня!» – и тщеславие вон бежит из нашего сердца. А ведь оно является наиболее коварной, опасной и тяжкой ядовитой страстью, обесценивающей во мгновение ока все наши потуги угодить Творцу и людям. Лишь стремление прославлять имя Христово, как учит апостол Павел, и мыслью, и чувством, и словом, и делом, когда и в устах наших, и в уме нашем, и в сердце нашем запечатлено имя Христово, лишь только это направление ума, сердца и воли даёт нам возможность оградить себя от всепроникающего духа тщеславия.

«Иисусе Христе, помилуй мя!» – и мы вступаем в общение с Тем, Кто говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Человек, забывающий Господа, неприметно для себя принимает осуждающие мысли, смотрит на людей не по-доброму, становится волей-неволей пленником раздражительности, гнева и тех тяжких последствий, которые эта страсть оставляет в нём, выжигая его сердце и делая его мёртвым, холодным и бесчувственным.

«Иисусе Христе, помилуй меня!» – человек, который носит молитву в себе, никогда не будет излишне пристращаться к благам этого мира, к скоропреходящим удовольствиям, ко всему земному и чувственному, но будет умело пользоваться земными дарами во славу Господа, предпочитая всему земному и видимому подлинное благо: молитвенное предстояние Богу и сокровище Иисусовой молитвы. Молитва эта в Священном Писании прикровенно именуется жемчужиной. Той жемчужиной, ради которой можно забыть и оставить всё земное.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» – молится со вниманием, втайне от других человек, и находит, не спеша, свою меру в пище и питии. А ведь чревоугодие было первой, источной страстью, которая погубила Адама и Еву, пожелавших запретного плода. И сколько нужно усилий приложить каждому из нас, чтобы найти меру попечения о плоти, чтобы не превращать её в похоти, но вспоминать, что имя Господне для царя Давида было слаще мёда, было хлебом, светом и воздухом, насыщавшим его душу. 

Борьба с нецеломудрием, с дурными помыслами, ощущениями и мечтаниями особенно жестока для современных людей, опутанных с головы до ног виртуальными соблазнами. Только тот, кто предстоит духом Господу Иисусу Христу, чистейшему и святейшему всех святых, получает органичное неприятие и силу сопротивляться этой внутренней нечистоте, и мало-помалу обретает твёрдость намерения хранить сердечное целомудрие.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» – и все мирские печали, отягощения и омрачения, свойственные сынам века сего, уступают место спокойствию, бодрости и радости в душе человека. «Помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4), – говорит царь Давид. – Радосте моя, избави мя от обышедших мя» (Пс. 31, 7). Внутренняя внимательная молитва действительно является источником спокойствия и радости для человека, является некоей спасительной осью, несущей конструкцией его души. И, конечно, никакое отчаяние, неверие, забвение Бога, ропот, ожесточение никогда не коснутся нас, если мы, как малые дети, прибегаем в Отеческие объятия с верой, надеждой и любовью.

Таким образом, освобождение от семи демонов, выход из-под влияния падшего духа немыслим и невозможен без поставленной для самого себя задачи стяжания молитвенного духа и преимущественно внимательного призывания имени Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

 

Икона “Лествица”
Икона “Лествица”
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные