Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Имя Божие против духов тьмы

Проповедь на евангельское чтение. Призывание имени Господа Иисуса Христа повлечёт за собою избавление нас, при разумном подходе, от тёмного царства мыслей, желаний и страстей.

00:15:56
Имя Божие против духов тьмы
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Воскресший Спаситель, явившись в очередной раз Своим ученикам в Сионской горнице, произносит Свои обетования, обетования Церкви Божией, и говорит: Именем Моим бесы ижденут1 – изгонят демонов Мои ученики. И, когда мы слышим эти слова, то думать должны не только о церковных заклинателях-экзорцистах (а это служение принадлежит и обычным священникам: при свершении таинства Крещения над оглашенными они употребляют такие заклинания на изгнание демонов), но думать приличествует о самих себе.

Ведь погибель человеческого рода выражается не в чём ином, как в пленении нашей падшей природы духами зла. И Господь пришёл в этот мир не для иного чего, как для того, чтобы разрушить дела диавола, то есть освободить порабощённую бесами нашу природу, возродить и освятить её благодатью Святого Духа. И когда в начале своего пути будущие апостолы просили: Господи! Научи нас молиться2, Спаситель преподал им образ молитвы, привлекши их внимание словами: Да святится имя Твое. А в завершение этой молитвы звучали слова: ...избави нас от лукаваго: яко Твое есть Царствие и сила и слава во веки3.

Итак, избавление от лукавого свершает Господь, но не без нашего участия. Как говорит русский народ: нас без нас Господь не спасает. И это избавление от власти лукавого предполагает благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа, выраженное в словах: Да святится имя Твое. Если вспомнить, что демоны именуются исчадиями тьмы, то имя Господне подобно светильнику, о котором в притче говорит Спаситель, что светильник возжженный ставят на свещнике, дабы все входящие в дом видели его4. Когда такой светильник освещает внутренность жилища, тогда все остатки тьмы сами собою исчезают, разгоняемые лучами, исходящими от этого светильника.

Итак, обетование Господа именем Моим бесы ижденут указывает на особое значение в нашей борьбе, в подвиге покаяния имени Господня, которое мы призваны не просто призывать с верой и вниманием, но соделать его своего рода центром нашего бытия. Чтобы имя Господне стало светильником, озаряющим мрачные углы жилища нашей падшей, но возрождаемой Божьей благодатью души. И, внимательно вникая в Писания древних и современных подвижников благочестия, мы легко обнаружим, что лукавый, жаждущий нашей погибели (а погибель, повторяем, заключается в не разорванном союзе с ним), оставаясь невидимым, воздействует на нас, желая пленить нашу душу, хитрым образом подмешивается к нашим мыслям и желаниям, воздействует на нас чрез дремлющие в глубинах сердца страсти.

Поэтому, когда мы слышим слова Господа: кто хочет быть Моим учеником, да возьмет крест веры и верности, отвержется себя и следует за Мной, – нужно понимать, вслед за святыми отцами, что необходимо отвергнуться, совлечься, отринуть от себя бремя мыслей, желаний и страстей. А следовать за Господом – значит призывать имя Христово в глубинах нашего духа, отревая от себя это самое тёмное облако или бремя.

И для того, чтобы вникнуть, осознать и вкусить соль нашего богоугождения, нашего подвига покаяния, необходимо быть весьма внимательным человеком, постоянным в исполнении поставленной нами задачи, которая выражена в таких прекрасных, возвышенных словах: Да святится имя Твое, и затем: Избави нас от лукавого.

Действительно, когда мы начинаем со вниманием, покаянием, неспешно, тайно, неторопливо призывать имя Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» – то обнаруживается великое сопротивление этому, казалось бы, такому простому делу. И сопротивление это возникает внутри нас самих. И те, кто это сопротивление почувствуют, вообще перестанут обращать внимание на внешние условия своей христианской жизни, перестанут обращать внимание на тех, кто их окружает и разбирать внутренние расположения этих людей: некогда, свидетельствует преподобный Серафим Саровский.

Тот, кто начал постигать тайну спасения души своей, уже не имеет времени и желания разбираться, что и как происходит вне его. Это бессмысленно, бесполезно и даже душевредно. А что же полезно? Что спасительно? Спасительно вступить в борьбу с этим внутренним мороком и мало-помалу убедиться в том, что призывание имени Господа Иисуса Христа повлечёт за собою избавление нас, при разумном подходе, от этого тёмного царства мыслей, желаний и страстей.

Неплохо, кстати, вспомнить, что мысли – это порождение ума человеческого; желания – это то, что кроется в воле: я хочу, мне нужно, я желаю; а страсти, как правило, дремлют в глубинах сердца и предстают нам в образе различных чувств: например, обида, негодование, раздражение, нечистое желание, высокомерие, мнительность, злопамятность. И облекаются страсти, как правило, в образы.

Одно дело – худые мысли, а другое дело – образы, мечтательность, которая заполоняет внутренний мир падшего человека. И вот эта мечтательность, непрестанно роящиеся, кружащие в нашем сознании образы, беспорядочные, хаотично возникающие и сопровождающие нас на всём пути нашего дневного и ночного бытия, на самом деле эта мечтательность напрямую связана со страстями. И та или иная страсть как будто рисует, живописует те или иные образы, на чём подробнее сейчас останавливаться не будем.

Спаситель свидетельствует, что род сей изгоняется только молитвою и постом. А мы выяснили, что молитва, мольба, должна быть обращена к Отцу Небесному, и особое значение в этой молитве имеет призывание имени Христа. О последствиях правильной  Иисусовой молитвы Спаситель говорит весьма ясно: познайте истину, она соделает вас свободными – от навязчивых мыслей, желаний и страстей. Если Сын Человеческий, Которого мы призываем: «Иисусе Христе, помилуй нас!» – освободит нас от этого ярма, от этого ига, то воистину свободны будем. И когда Божественная благодать явит свое присутствие в нас в награду за трезвение, то есть великие усилия не принимать ни мыслей, ни желаний. сопротивляться страстям, то нам явлена будет свобода – где Дух Господень, там свобода – от этого темного облака, заполняющего внутренний мир человеческой души.

И должно уверовать в истинность слов Господа Иисуса Христа и связать своё спасение, своё движение к Богу именно с трезвением. Нужно полюбить имя Спасителя. А если мы любим Христа, то неустанно зовём Его. Нужно предпочесть призыванию имени Спасителя всякое другое занятие, а лучше сказать, соединить со всяким добрым занятием это доброе поучение.

И нужно быть готовым – аще приступаешь работати Господеви, уготови душу свою во искушение – быть готовым к трудам, за которые Сам Господь обещает даровать нам чудесную награду – это освобождение от томящего нас зла, освобождение от укрывающихся за мыслями и желаниями демонов, обещает нам незримо явиться в пространстве нашей души, говоря: Спасение твое есмь Аз. «Упразднитесь – то есть скиньте с себя это бремя греховных мыслей и образов – и уразумейте, яко Аз есмь».

И этим путём заповедуют нам идти все те, кто стяжал спасение здесь, на земле, как мы только что слышали. «Ты, Господи, во святых почиваешь» – то есть Бог являет Свое осязательное присутствие в душах человеческих, отринувших мысли, желания и страсти и предоставивших Господу воцариться на престоле нашего сердца. Аминь.


1 Мк. 16, 17.
2 Лк. 11, 1.
3 Мф. 6, 9 – 13.
4 Мф. 5, 15.
Икона: Архангел Рафаил.
Архангел Рафаил
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные