Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Исцеление хромого в Листре

Протоиерей Артемий Владимиров

6. Они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,

7. и там благовествовали.

8. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.

9. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,

10. сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.

11. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.

12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

13. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.

14. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:

15. мужи! что́ вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,

16. Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,

17. хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.

18. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили (Деян. 14, 6 – 18).

 

Размышление о прочитанном

 

6. Сегодня речь пойдёт об апостолах Павле и Варнаве – том самом, благодаря заступничеству которого Савл (впоследствии усвоивший себе имя Павел) был введён в общение с Иерусалимской церковью.

Избрав Варнаву в качестве спутника, Павел совершает свое благовестническое путешествие по городам Асийским, обращая слово к иудеям и язычникам.

7. Повсюду встречая сопротивление со стороны фанатичных приверженцев Моисеева закона, благовестники пришли в Листру, где и намеревались возвестить учение веры.

8. Здесь они увидели увечного хромца, не владевшего ногами от чрева матери, то есть никогда не ходившего.

Достаточно одного этого свидетельства евангелиста Луки, чтобы вполне понять положение несчастного, обречённого на всегдашнее неподвижное сидение. Его, очевидно, переносили с места на место сродники или сердобольные люди.

Хромой увидел и услышал Павла, исполненного силы Духа. Богодухновенное слово апостола заставило этого человека всего превратиться в слух.

9. Павел устремил свой вещий взор на хромого. Божья благодать подсказала Своему избраннику, что в сердце слушателя зародилась вера – вера в то, что Бог Павла силен подать ему исцеление, о чём, безусловно, не мог не помышлять увечный в ту минуту.

Приметим проницательность святых. Всегда пребывая умом в глубинах собственного сердца, они обретают ведение человеческой природы.

Глаза – зеркала души.

И интуиция, и благодать, действуя совместно, открыли апостолу умонастроение сидевшего перед ним.

10. Апостол, призывая имя Христово, возвысил свой голос. Для чего? Чтобы находившийся окрест народ стал свидетелем чуда, свершаемого благодатью Господа Иисуса.

Приметим отсутствие всякого тщеславия в служителях Слова. Они – лишь орудия зиждительной силы Божией.

«Стань на ноги твои прямо!» – повелевает Павел.

Тот мгновенно вскочил и стал ходить.

Вышеестественно действие благодати... Её источник – Бог, всеблагой и всемогущий.

В привычный нам круг бытия входит Божественная энергия Духа и свершает невозможное по человеческому ограниченному суждению.

Действует благодать через свои избранные сосуды.

Побуждением к действию является любовь Христова и вера как доверие носителю Духа – апостолу – со стороны жаждущего исцеления человека.

11. «Боги в образе человеческом сошли к нам!» – вскричал потрясённый народ, ставший невольным свидетелем этого невиданного чуда.

Жители говорили по-ликаонски. Но как понимали их апостолы?

Думается, Павлу и Варнаве по благодати было дано разумение чужой речи, что наблюдалось в день Пятидесятницы у всех учеников после сошествия на них огненных языков Духа.

Неистребимо религиозное чувство в человеке! Потребность благоговейного служения Всевышнему вложена в наше естество от рождения.

Но сколь различное выражение эта потребность обретает в зависимости от умонастроения людей!

Если душа причастна библейской (ныне – христианской) традиции и ведает Единого, – ум и сердце сами собой влекутся воздать честь Творцу неба и земли; если же человек ослеплен язычеством, то бывает готов поклоняться кому и чему угодно.

Евангелист Лука указывает на происхождение греческой религии, – античные герои неприметно превращались в «богов» и становились предметом божеских почестей.

12. «И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове».

Дух Господень преимущественно обнаруживает Своё присутствие в слове, пронизывая его энергией правды и любви.

Слово просвещает ум, умиротворяет сердце, питает и вдохновляет внимательного слушателя.

Но ликаонцы ещё не были готовы воспринять семя слова Божия, по омрачению своих душ и языческому образу жизни.

13. Увлекаемые побуждением жреца, они вознамерились здесь же, у городских врат, заклать жертвенных животных и воскурить фимиам перед новоявленными «богами».

Нужно сказать, что и в наши дни давно отрёкшаяся от своих христианских корней современная Европа уже готова свершать подобное, особенно молодежь, преимущественно подвергающаяся воздействию падших духов.

14. Апостолы, увидев нечестивые приготовления, по иудейскому обычаю разодрали на себе одежды, желая остановить это богохульство. 

Сколько в них энергии, какая живость праведных душ, ревнующих о спасении людей!

Действительно, учитель не должен быть флегматичным и равнодушным, ему приличествует внутренняя динамика и внешняя активность.

Проповедники бросились в толпу идолопоклонников (наивных, словно дети) и громогласно убеждали их отстать от задуманного.

15. Называют ликаонцев «мужами», как бы упрекая в ребяческом неразумии.

«И мы – подобные вам человеки...»

Учение веры трезвит ум и остужает воспалённые чувства, обращая помыслы людей от жалких идолов к Единому истинному Богу Творцу и Судии всех человеков.

16. Бог, создав человека свободным, попустил народам (потомкам согрешивших праотцев) ходить своими путями.

По мере развращения, человечество всё более отдалялось от ведения своего Создателя, обольщаясь внушённым демонами идолопоклонством.

17. Но, как чадолюбивый Отец, Бог непрестанно являл Свою благость в попечении о людях, повелевая земле плодоносить, орошая её дождями и питая человека хлебом насущным.

Бог обвеселял сердца человеческие миром, даруя людям с довольством взирать на плоды своих созидательных трудов.

18. Исполненные разума и светлой мудрости вдохновенные речи апостолов произвели отрезвляющее действие на толпу язычников.

Несколько поостыв и успокоившись, ликаонцы по-иному взглянули на служителей неведомого Бога и постепенно стали расходиться по домам.

Приметим, что духовное слово не обращено к эмоциям, не будоражит сознание и не подогревает страсти, но воздейстует на «чистый смысл» (1 Пет. 3, 1), – то есть обращено к духу, к разуму, к совести человека.

Вот почему слово Божие всегда умиротворяет сердце, пробуждает мысль, освобождает душу от демонического воздействия, возвращая человеку исконные достоинство и благородство.

Последние, несомненно, соотносятся с образом Божиим в нас.

Конец, и Богу слава.

Дюжарден Карел. Апостол Павел исцеляет калеку в Листре.
Дюжарден Карел. Апостол Павел исцеляет калеку в Листре
декоративная горизонтальная черта
Заметка




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные