Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Исповедание Петра

Проповедь о значении имени Господа Иисуса Христа. Исключительную важность Спаситель придает исповеданию умом и сердцем Своего Божества и человечества. Само имя Его служит источником нашего освящения.

00:10:05
Исповедание Петра
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Мы вступили с вами, дорогие братия и сестры, в преддверие праздника Воздвиженья, и сегодня вечером по обычаю будет изнесён Крест для поклонения.

А Евангельское чтение сегодня напомнило нам об исповедании апостола Петра, который от имени всех прочих ответил на вопрос Господа: «А за кого вы́ почитаете Сына Человеческого?» своим (и общецерковным) исповеданием: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго1. И это исповедание Иисуса Христа истинным Богом и истинным человеком, Спасителем мира, низвело на Симона полноту Отеческой благодати. Так что Господь нарёк его каменным2, а само исповедание Иисуса Богочеловеком (и Богом, и человеком в едином Лице) назвал краеугольным камнем.

И эта вера учеников Христовых, вера всей Церкви, соделывает Её неодолимой тёмными силами, как бы ни пытались те потрясти основание здания, которое Спаситель основал на Себе Самом, Своею Собственною Кровью. Эта вера в Иисуса Христа как в Сына Божия и каждого из нас, чад Церкви, соделывает победителем над тёмною силою, являемою и в грехах, и в страстях, и в непосредственных нападках падшего духа, и во всей совокупности искушений, без борьбы с которыми не обходится наша земная жизнь.

Такую исключительную важность Спаситель придает этому исповеданию умом и сердцем Своего Божества и человечества, что Мать Церковь, подобно наседке, вкладывающей в клювики птенцов пищу, вкладывает в наши ум и сердце короткую богоблагодатную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Само имя Спасителя, призываемое с верой и любовью в тайне сердца: «Иисусе Христе, помилуй мя», —  если мы прилагаем к этому наше стремление хранить себя от скверны плоти и духа, —  это имя служит источником нашего освящения. Его, этого имени, трепещут инфернальные силы. Оно, это имя, привлекает к нам невидимую ангельскую помощь. Незаметно для нас самих оно просвещает наш ум, делает его зрячим в отношении духовных предметов; делает нашу совесть очень чуткой, способной тотчас распознавать зло, в какие бы одежды оно ни рядилось. Посредством этого имени энергия Святого Духа, постоянно прибывая, умножается в сердце молитвенника. И этим именем мы спасаемся, как сказано было Константину Великому: «Сим победиши». 

И это имя должно быть предметом нашего внимания в течение дня и известной части ночи. В этом имени, кратко сказать, сокрыт источник нашей свободы, нашего счастья, нашего всегдашнего радования о Господе и самого вечного блаженства. И всякий сам себе пусть поставит диагноз, насколько он опытно прикоснулся к сказанному, насколько его занимает этот предмет. Похож ли он на Петра, который, будучи пожилым человеком, как ребёнок прилепившись ко Христу, говорил: «Господи, куда же нам от тебя можно идти или отойти? Ты имеешь глаголы вечного живота»3 , а эти глаголы суть призываемое с верой и любовью имя Господа. И для того, чтобы оно стало средоточием нашего внимания и подвига, необходимо, как учит Господь, отвергнуться всего нехорошего в себе и взять свой крест, то есть возлюбить Господа и Его святыню, не предпочитая этому деланию ничего в мире видимом и невидимом. Так чтобы всё прочее — и родственные связи, и труды на взыскание насущного хлеба, и наше взаимное общение, — всё было освящено нашим предстоянием пред Господом.

«И кто даст единому из учеников Моих чашу холодной воды, не лишится своей награды»4. Стоит подумать, что это за  чаша холодной воды, которой мы должны делиться друг с другом? Это всё то, что помогает нашему ближнему поклониться Иисусу Христу и запечатлеть в сердце Его Божественное имя. Дать чашу холодной воды ученику Христову —  это значит облегчить его скорбь, утешить его в его страданиях, помочь ему духовным советом, направить, если он того желает, на путь истинный, поддержать его в тяжелую минуту, поделиться с ним своей живой, зрячей и горячей верой, вдохновить его на богоугождение, которое приводит  человека уже здесь, на земле, к абсолютному счастью и блаженству.

И в Таинстве Причащения, когда мы приступаем к нему с сокрушенным сердцем и решимостью хранить себя от вчерашних грехов, Бог дарует нам с Собою всё: и ясный ум, и мирное сердце, и силу, необходимую для самоотвержения, то есть извержения из своего сердца греха, и мудрость в общении, и святой гнев против лукавого, полагая в сокровищницу нашей души само это имя как драгоценную жемчужину. С тем чтобы мы, вкусив Пречистого Тела и Крови Господней, в течение всего дня ощущали себя богоносцами и щедро делились со смирением и любовью воспринятым даром. Сейчас будем приобщаться Святых Христовых Таин.


1 Мф. 16, 16.
2 Ср. Мф. 16, 18.
3 См. Ин. 6, 68.
4 Ср. Мф. 10, 42.
На фото протоиерей Артемий Владимиров на проповеди в храме Алексия, человека Божия.
Протоиерей Артемий Владимиров
декоративная горизонтальная черта
Проповедь