Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Источник воды живой

Ма­ло кто из кре­щёных лю­дей опыт­но хо­чет убе­дить­ся в том, что в нас сок­ры­то Хрис­то­во Бо­жест­во, ко­торое по­доб­но не­кое­му ис­точни­ку, не­кой ре­ке проз­рачной, те­кущей в жизнь веч­ную.

00:11:24
Источник воды живой
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос воскресе!

Поздравляем вас, дорогие братья и сёстры, с непрекращающимся праздником Христовой Пасхи! Ибо на каждой Литургии мы вкушаем плоды крестной смерти и победоносного Воскресения из мёртвых Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Мы вступаем с вами в пятую седмицу по Пасхе. Неделя о самарянке, обретшей Господа у колодца Иаковля, повествование о которой мы сейчас слышали, и о чём кратко поразмышляем. Самарянка Фотина (поздравляем именинниц, кто наречён в честь святой мученицы Фотины) неожиданно для себя у колодца Иаковля, с незапамятных времён утолявшего жажду людям и овцам, видит Незнакомца, взор Которого привлекает её внимание и заставляет забыть всё и вся вокруг себя. Знала ли она, подходя к колодцу и желая начерпать воды (которая и поныне там, в Палестине, на вес золота), что перед нею  —  неоскудевающий Источник воды живой, Тот, Кто говорит в Книге Откровения: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром»1. Спаситель, мало-помалу возведя ум самарянки к постижению духовных таин, говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую»2 — той воды, которая соделывается в человеке источником, текущим в вечную жизнь.

Утоляя жажду, мы ежедневно пьём воду, и кто-то даже подсчитал — мы должны пить чуть ли не два литра воды. Но попьём воды, как говорит Спаситель, и начинаем жаждать опять — она усваивается нашим естеством, испаряется через кожу, мы постоянно должны обновлять её запас. Но вот Он, Христос, есть иной Источник, образом Которого и был этот родник Иакова, пращура Спасителя по плоти.

Тот, кто поступит как самарянка, мгновенно отказавшись от всего греховного, от всего того, что иссушает нашу душу, очерняет её, и всем существом с детским доверием прильнёт к Спасителю, должен обрести иной источник, о котором Христос в ином месте скажет: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»3.

И в эти слова, конечно, мы сможем вдуматься и вникнуть не до, а после Причащения Святых Христовых Таин, потому что только что мы слышали на Божественной Литургии, как зовет к Чаше Христос не самарянку, но всех верующих, по слову Его: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»4. Сейчас мы увидим этот Источник, этот Божественный родник —  Святую Чашу —  и припадём к нему после священства как к живоносному ребру, из которого истекает Кровь и вода, с тем, чтобы насытить вечную жажду нашего бессмертного духа.

А затем по Причащении каждый, если захочет, может испытать учение Христа, «от человеков оно или от Бога», потому что по мере нашей веры, верности Христу, по мере нашего благоговения, по мере внимательности молитвы нашей, а особенно по мере смирения, то есть исповедания собственного ничтожества, и по мере нашего милосердия и человеколюбия Бог откроет нам это таинство, непостижимое для голого человеческого рассудка или гордостного и злого сердца.

Как говорит Господь: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную»5. Вечная жизнь — это Отец Небесный и Его Божество, общее у Отца с Сыном и Духом Святым. Спасение есть вхождение немощной человеческой природы — духа, души и тела — в этот океан Божественной жизни, жизни Святой Троицы. Начало этому вхождению положено в Таинстве Крещения, нами воспринятого. Господь открыл нам таинственные входы в вечность. Он сопряг нас со Своим человечеством и Божеством. Увы, мало кто из крещёных людей об этом глубоко и серьезно размышляет, познаёт эту тайну и хочет докопаться до самой до сути, опытно хочет убедиться в том, что в нас сокрыто Христово Божество, которое подобно некоему источнику, некой реке прозрачной, текущей в жизнь вечную. Наверняка, из стоящих здесь три с половиною человека этим вопросом задаются серьезно.

И, причастившись Христу Спасителю, став Его сотелесниками и обновив в нас действие Божества, мы, если захотим, узнаем, что Спаситель, таинственно в нас сокрывающийся, подобен потоку, реке, источнику, роднику, и узнаем мы об этом из сокровенной молитвенной обращённости ко Господу нашего ума и сердца, души и тела, всей нашей немощной природы. И если двести шестнадцать человек, выйдя сегодня из храма, даже не вспомнят, о чем мы говорили, то три с половиной запомнят сказанное и внутри себя будут помышлять: «Господи, как это? Ты являешься Источником воды живой — покажи мне, яви мне эту тайну!» — и будут мысленно собеседовать со Спасителем, а Спаситель, претворив наши вопросы и недоумение в молитву, вынесет наш ум и сердце в океан Божественной любви, Божества, соединит нас со Отцем, как Он говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет»6.

Но для того, чтобы наши ум и сердце, наше сознание, наш бессмертный дух подлинно познал, ощутил, убедился в том, что Бог в нас, а мы в Нём, требуется сохранять себя после Причащения в чистоте и честности, воздержании, немногословии, а самое главное — источать навстречу всем и вся вокруг себя мир, человеколюбие, милосердие, любовь и таким образом сохранять свою душу от всякого зла. А об остальном позаботится Господь, как сказано: «На сердце человека, невнимательного и рассеянного, а тем паче, гордого и злого, даже никогда не восходила мысль о том, что Бог приготовил любящим Его». Нужно сохранить по принятии Святого Дара живую убеждённость, что Сам Господь воцарился в нашем сердце, а мы стали Его сосудами.

Христос воскресе! Воистину воскресе!


1 Откр. 22, 17.
2 Ин. 4, 10.
3 Ин. 7, 38.
4 Мф. 26, 27 – 28.
5 Ин. 4, 14.
6 Ин. 10, 9.
Икона: беседа с самарянкой.
Беседа с самарянкой
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные