Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О драгоценных ароматах

Под драгоценным ароматом правильно почитать молитву в течение дня, бережно хранимую в клети собственного сердца. Есть такие христиане, и всегда они будут, светлячки, которые не теряют собеседования с Небесным Отцом и в земной суете, в круге исполнения ими всех своих трудов и обязанностей.

00:16:18
О драгоценных ароматах
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём воскресным и празднованием великих святых русской земли – преподобного Сергия, игумена Радонежского, и преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Сегодня же чествуются святые Тверской земли, святые древней Псково-Печерской обители; сегодня же и день памяти преподобного Афанасия Афонского, с которого началась славная история этого второго удела Богородицы на земле. Он подвизался в самом конце X столетия.

А мы с вами перед помазанием вспомним свидетельство евангелиста Луки о мироносицах, которые, преодолев все страхи и тревоги, опасности, шли глубокой ночью за ворота Иерусалима на место погребения их возлюбленного Учителя, желая оказать Ему последние почести как убиенному, бездыханному, но любимому. И шли они, нося под покрывалами сосуды с дорогими мастями, ароматами, – в обычае древнего мира было помазывать тела усопших, чтобы предохранить их от тления хотя бы на малое время. Мы помним, что в Иудее мертвецов, как младенцев, окутывали льняными пеленами, – вот эти пелены и хотели мироносицы дополнительно пропитать нардовыми ароматами.

И шли они со страхом – им это предприятие в любую минуту грозило смертью. Однако любовь ко Христу и чувство сиротства преодолевали всё. И вот, к их не удивлению, а изумлению, огромный валун, который с места сдвинуть не могли ни два, ни три человека, оказался поверженным, отваленным. Вход в пещеру Иосифа Аримафейского, куда положено было тело Иисусово, оказался беспрепятственным, отверстым, а там, в пещере, мироносицы пали ниц от страха, потому что в полусумраке Гроба два таинственных юноши, ризы которых блистали как солнечный свет, вопросили их:

«Что вы ищете живого между мертвыми?

Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,

сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

И вспомнили они слова Его;

и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим1.

Другие евангелисты свидетельствуют, что жен-мироносиц, в числе которых была и Пречистая Дева Мария, на пути встретил Сам Воскресший, произнеся Божественное: «Радуйтесь!». А Пречистой Деве Марии дозволено было, павши ниц, прикоснуться к стопам Воскресшего Её Сына, чем и была Она исцелена от непомерной скорби предыдущих страшных дней.

Это бесхитростное правдивое повествование удостоверяет нас в истинности победы, одержанной Спасителем над смертью, свидетельствует о непостижимом чуде Его, Господа, восстания из Гроба, удостоверяет нас в истине Воскресения. А ведь Воскресение Христово – краеугольный камень нашей веры. Воскресение Христово вливает в человека воистину Божественные силы, заставляет разогнуться согбенного, отгоняет от него демонов, даёт ему силу побороться и победить любую греховную страсть и привычку, ибо Сам Воскресший Спаситель свидетельствует: «Дерзайте: Я победил мир2, победил зло и смерть, и падших духов, восстав из мертвых». Воскресение делает крещёного человека победоносным, если только он во всём полагает надежду на Спасителя и живёт сердечной молитвой к Нему.

Это повествование, может быть, ещё и учит нас самих готовиться к часу молитвы. Самая главная для нас молитва – это Божественная литургия, на которой приносится Бескровная Жертва, и Дух Святый, освятив хлеб и вино, дарует нам причащение Пречистого Тела и Крови Христовых, приобщает нас Спасителю и самой вечности.

Святые мироносицы шли к Иисусу Христу не с пустыми руками, но приготовили ароматы, благовония; так вот и мы, готовясь к праздничной литургии, или готовясь наедине, в тишине предстать Господу, завершая день вечерней молитвой, должны научиться у святых мироносиц делать это не кое-как, не наспех, не напоследок (на́ Тебе, Боже, что мне негоже), как бывает, если мы, совершенно измождённые дневными заботами, истощённые всякими встречами, разговорами, тревогами, страхами, беседуем с Господом для очистки совести (в кавычках), не влагая в нашу молитву ни ума, ни сердца.

Святые мироносицы учат поступать иначе: они под покрывалами сокрывают драгоценные ароматы. И каждый из нас об этом должен позаботиться, потому что таким ароматом правильно почитать молитву в течение дня, бережно хранимую в клети собственного сердца. Действительно, есть такие христиане, и всегда они будут, светлячки, которые не теряют собеседования с Небесным Отцом и в земной суете, в круге исполнения ими всех своих трудов и обязанностей.

И каждый из нас, если захочет, может этого достичь, если глубоко в сердце со вниманием краткой молитвой будет взывать к Спасителю: «Господи, Иисусе Христе, помилуй, вразуми, прости, настави, помоги. Господи, слава Тебе! Господи, милостив буди мне, грешному». И так придёт к вечеру не выжатым как лимон, не омрачённым от телевизионных новостей (а они доводят людей до сумасшествия). Молитва, в течение дня освежая дух человека, позволяет ему вечером предстать пред Господом, как Адам в раю: с чистым умом и мирным сердцем душа обращается к Господу с благодарением и покаянием. 

И Бог в награду за эту трепетность и благоговение, и серьёзность в постановке самой духовной жизни свершает с этой душой то, что испытали мироносицы: к их изумлению вход в пещеру был открыт, неведомая сила отвалила этот камень с печатью над входом. И действительно, бывает так, что человек произнесёт несколько молитв, и Бог открывает ему вход в собственную душу, которая сокрывает в себе целый мир и бездонно глубока. Мы обыкновенно не чувствуем своей души, не видим её, в силу любопытства, склонности к осуждению, непривычки молиться внимательно. Но бывает день, и бывает час, когда душа, как будто цветок, раскрывает свои лепестки, вся обращается к Создателю, и каждое слово, исходящее из сердечных недр, уходит ко Господу, и душа убеждается в том, что Бог её видит, слышит. Он всегда нас видит и слышит – но в тот момент она это чувствует, это постигает, и счастью её нет предела.

«Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес...»

Очень часто мы ходим в храм, но ум наш занимают преимущественно вещи земного порядка. И это, конечно, тоже неплохо: гораздо лучше просить у Господа Бога земных благ, чем думать, что всё само собою свершается.

– Батюшка, помолитесь, чтобы мне добавили к зарплате 5 рублей...

– Батюшка, помолитесь, чтобы не обворовали мою дачу, пока я здесь у Вас исповедуюсь. Сама я как-то ленюсь это делать, но Вы уж помолитесь, пожалуйста...

– Батюшка, помолитесь, чтобы мне сбросить вес или набрать вес…

Бог Вам да поможет! Всё будет у Вас хорошо, молитесь и сами. Но истинная молитва, открывшись вдруг в человеке, убеждает его, что Господь печётся о всём названном и сказанном. Он, действительно, как заботливый Отец, и дачу нашу сохранит, и премиальные через руки подобревшего начальника принесёт, и выполнит другие наши сокровенные нужды и желания, но, главное, Он насытит дух наш Своею благодатью.

Ибо Бог, хотя и действует Своей силою в этом видимом мире, но Сам Он пребывает вне этого видимого мира и нас призывает искать прежде всего Небесного Царства, входы в которое находятся в глубинах нашей души. Господь обещает нам, что всё прочее земное, что занимает наше сознание, всегда прилагается, приплюсовывается для боголюбца, который главной целью своего земного бытия определяет другое, а именно: приуготовляет своё сердце в некую палату, в которой Сам Царь Небесный хочет явить Свое присутствие во всей полноте, так чтобы человек, ходя ногами по этой грешной земле, уже жил в Боге, жил в вечности и носил в себе Царство Христовых мира и любви.

Пусть воскресная литургия подтвердит наши слова, и все, кто имеют доброе обыкновение участвовать в ней, выполняя заповедь: «День седьмой – Господу Богу твоему», получат небесные блага, а с ними и земные.


1 Лк. 24, 5 – 9.
2 Ин. 16, 33.
Фреска: Жены-мироносицы у Гроба Господня.
Жены-мироносицы у Гроба Господня
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные