Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Об испытующем персте

Весьма опасно, а по существу, и не нужно человеку испытующий перст приближать к телу, к язвам Христовым. Таким перстом является наш неугомонный ум, который желает, как ему кажется, исследовать тайну Промысла Божия, тайну собственной жизни: «А вот вы мне объясните... Вот вы мне докажите... Я хочу всё знать. Почему со мной так, а не эдак?»

00:08:02
Об испытующем персте
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос воскресе!

Мы вступаем с вами во вторую седмицу Христовой Пасхи, на которой значимые дни: понедельник – день святой Матроны Московской, вторник – Радоница, день пасхального поминовения усопших, и пятница – день святого Георгия Победоносца.

Мы готовимся сейчас предстать пред лице Господа, готовимся воспринять Его великий Дар – Пречистые Тело и Кровь. И вспоминаем, как, явившись вновь в Сионской горнице, Спаситель пригласил Фому перстом прикоснуться к Своим ранам. В ответ на эти слова вселюбящего Небесного Отца Фома лишь воскликнул от избытка любви, доверия, радости, благодарения и смирения: «Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28) Я уже не нуждаюсь в том, чтобы испытывать свою веру и подлинность Твоего восстания из мёртвых, но моё сердце, согретое Твоей Божественной любовью, не нуждается ни в каком внешнем уверении, ибо получило внутреннее свидетельство Твоего вездесущия, всемогущества и благости. Моя душа, воскрешённая Твоей благодатью, всё видит и всё знает, и поклоняется в Твоем лице Отцу и Святому Духу».

Это исповедание Фомы заложено, несомненно, в той молитве, которую Церковь преподает всем Своим чадам, – в молитве Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

«Господь мой, – сказал Фома, исповедуя человечество Иисуса Христа, – и Бог мой!» – исповедуя Его Божество. Поэтому и мы, призывая Христа Спасителя в смирении сердца и чистоте ума, оправдываем Его, Господа, слова: «Блаженны те, кто не видел Меня телесными очами, но видит меня очами духовными. Блаженны не видевшие, но верующие в Меня» (см.: Ин. 20, 29).

Блаженны те, кто утверждаются в своей вере и верности Христу, потому что любят Его, и Он даёт им, как дал Фоме, внутреннее свидетельство Своего Воскресения, Духом Святым просвещая их.

Всё, описанное евангелистом Иоанном Богословом, говорит о том, что весьма опасно, а по существу, и не нужно человеку испытующий перст приближать к телу, к язвам Христовым. Таким перстом является наш неугомонный ум, который желает, как ему кажется, исследовать тайну Божества, тайну Промысла Божия, тайну творения, тайну собственной жизни: «А вот вы мне объясните... А вот вы мне докажите... Я хочу всё знать. Почему со мной так, а не эдак? Пока не пойму, не успокоюсь!» И как часто человеческая душа, может быть, не без воздействия некоего любознательного духа, свергнутого с небес, так вот рыщет, ищет, допытывается, испытывает, а в результате терпит крушение, потому что, не имея подлинной любви, которая всегда доверяет, всегда склоняет свою главу пред любимым Господом, всегда смиряется пред Ним, такая душа в конце концов запутывается и никнет, так и не получая просимого, потому что не верит так, как хочет этого Господь.

И вместо этого испытующего перста, вместо поиска доказательств, вместо желания всё разложить по полочкам, разобраться, получить удовлетворение, объяснение, Мать Церковь предлагает нам совершенно иное – исповедание апостола Фомы. Когда тем же умом, сознающим свою ограниченность, и сердцем, которое не может вместить всей тайны бытия, нужно обращаться ко Господу призыванием Его святого имени: «Господи Иисусе Христе, непостижимый, неисследованный, но любящий, милующий, ими же веси судьбами, так, как ты Сам ведаешь, помилуй мя! Тебе себя вверяю, на этом успокаиваюсь, ибо Ты – Отец, Который никогда не обидит Своё чадо, не оставит его, но дарует ему паче, более того, что оно просит и на что надеется».

И действительно, мы слышали сегодня в Евангелии слова Иоанна Богослова: «Будем веровать в Господа Иисуса Христа и чрез призывание Его святого имени иметь жизнь вечную» (см.: Ин. 20, 31), то есть обретать тот священный мир, покой, тишину, полноту, умиротворение, просвещение, спасение, которые только Бог может дать и даёт душе смиренной, простой и незлобивой.

Это и свершается с нами в непостижимом Таинстве Причащения, когда мы Самого Бога, Творца неба и земли, приглашаем войти под кров нашей души, с тем чтобы наконец упразднились все наши вопросы, недоумения, исчезли все огорчения, и вместе со святым Фомой совершенно счастливыми, примирёнными и облаженствованными мы бы сказали: «Господь мой и Бог мой!» Аминь.

Уверение апостола Фомы. Фреска Влахернского монастыря близ Арты, Греция.
Уверение апостола Фомы. Фреска Влахернского монастыря близ Арты, Греция
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные