Какое странное именование — Лествичник

Протоиерей Артемий Владимиров

Дорогие друзья! Мерно и незаметно мы с вами достигли особого воскресного дня, который по-церковнославянски именуется Неделей святого Иоанна Лествичника. Какое странное наименование – Лествичник! Это что, человек, который жил в лиственничном лесу? Нет. Это замечательный писатель VI столетия, который жил в уединении, на горе Синай, знаменитой в священной библейской истории. Человек, достигший всех Христовых добродетелей, первейшие из которых – чистота сердца, рассудительность (или мудрость) и любовь, согревающая вокруг нас всё живое.

Он, Иоанн, игумен Синайской горы, написал труд, книгу, которая является плодом его целожизненных наблюдений за собственной душой. Книга так и называется: « Лестница» («Лествица» по-церковнославянски). Каждая ступенечка этой «Лестницы» – определенный шаг от земли к небу.

В наш 21 гордый век сколковских технологий и осколочного мышления немало встречаешь горе-христиан, которые не от большой учености, но большой амбициозности почитают самые евангельские истины, святоотеческую литературу едва ли не анахронизмом, считая, что в эру Водолея-дуралея всё сошло со своего основания и поэтому нам не остаётся ничего, как только реформировать богооткровенную истину. О темпора, о морес! О времена, о нравы! Гора самомнения рождает мышь – убогое суждение. Потому что вечный нравственный закон, начертанный Создателем в сердце каждого из нас – есть несущая конструкция души. Богодарованные понятия о добре и зле неизменны, человек может дичать, расчеловечиваться, становиться всё боле невежественным и грубым, как разбойники, возведённые в герои евромайдана, но отсюда вовсе не следует, что на Страшном Суде мы не встретимся. Вовсе не следует, что мы не будем судимы по делам нашим и ответим не только за поступки, но и слова и самые мысли наших сердец.

Святой Иоанн Лествичник – это гениальный психолог. Это человек, который обрёл полноту ведения о бессмертной человеческой душе. И, право, так актуально было бы для многих найти в интернет-библиотеке его книгу «Лествица» и попробовать прочитать хотя бы первые из тридцати глав, которые мало-помалу ум и сердце читателя просвещают знанием о той борьбе, о том непрестанном сражении в глубинах нашего собственного сердца, о чём Фёдор Михайлович Достоевский писал в своих произведениях: «сердце человека – это поле брани, на котором диавол (падший дух), пытается сражаться со всемогущим Богом», точнее, Его благодатью, сообщённой нам в таинстве Крещения.

Итак, каковы же ступени восхождения от земли к небу? Ступени очищения от страстей – тех болезненных порочных желаний, которые паразитируют на естественных потребностях человеческой природы. Святой Иоанн Лествичник говорит о том, что начало всему – это послушание. Кто-то может нам возразить: «Простите, мы не монахи, живём в большом и шумном городе. Кого слушаться?» Послушание – это универсальный закон, который демонстрируется прежде всего этим Божиим миром. Солнце ежедневно восходит и следует данной ему раз навсегда траекторией. Представьте себе: оно, обладая свободной волей, отошло бы на тысячу километров от этого пути. Давно бы, дорогие друзья, мы превратились либо в сосульки, либо были сожжены его пламенем. Итак, и небо, и земля, и звезды, и деревья, – всё в этом мире свидетельствует о верности Божиим предначертаниям! Не есть ли это первый и лучший урок от Иоанна Лествичника для хомо сапиенс – человека разумного? Отрок призван исполнять волю своих родителей. Превращаясь в мальчиша-кибальчиша, попирая родительские наказы, он вносит в собственную жизнь турбулентность, он становится несчастным в ту меру, в какую достигает мнимой независимости, на него падают все шишки. Дай Бог, хоть последняя вразумит такого вождя краснокожих. И напротив, гармония, единомыслие с родителями, стремление исполнять их мудрую волю является залогом вхождения в юность и обретения в себе нравственных качеств ко спасению. Тоже можно говорить об ученике относительно учителя, граждан относительно Президента, пасомых относительно пастыря. Святой Иоанн Лествичник, ведя нас со ступеньки на ступеньку, говорит о том, что разумное послушание воле Божией рождает в человеке внутренний покой, умиротворение, знание своего места, понимание пределов своей компетенции. А от последнего мы переходим к добродетели мудрости, рассудительности, так что знаем куда ступить, что молвить и как свою деятельность обращать ко славе Божией.

Вот об этом, дорогие друзья, и обо многом другом, читайте у святого Иоанна Лествичника, писателя VI столетия, который писал для читателей XXI века.

Преподобный Иоанн Лествичник
Преподобный Иоанн Лествичник
декоративная горизонтальная черта
00:08:25
Какое странное именование — Лествичник