Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Мы Божии создания, но живём в век одичания

В новом выпуске программы «Канон» – встреча с протоиереем Артемием Владимировым. Любимый многими телезрителями батюшка предстанет в непривычном амплуа – в качестве поэта, на чьи стихи написаны многие песни. Премьера одной из песен, созданной в соавторстве с ведущим программы Александром Крузе, прозвучит в эфире.

00:23:18
Мы Божии создания, но живём в век одичания
Протоиерей Артемий Владимиров

Вопросы, прозвучавшие в эфире:

– Поэзия, на мой взгляд, это отражение времени. Отец Артемий, Вы согласны с этим? (00:08:47).

– Вы упомянули рэп. Считаете ли Вы его поэзией? (00:11:21).

– Как Вы относитесь к рок-музыкантам конца 80-х – Бутусову, Цою? (00:12:08).

– Отец Артемий, как научиться тонко чувствовать окружающий мир? (00:16:14).

– Кто был для Вас образцом, с кого Вы брали пример в детстве? (00:18:22).

Стихотворения и песни на слова протоиерея Артемия Владимирова, прозвучавшие в эфире:

 

Александр Крузе. Сегодня наверняка многие телезрители находятся в радостном недоумении. Радостном от того, что Вас лишний раз на экране увидеть всегда приятно.

Протоиерей Артемий Владимиров. Вы хорошо воспитаны, и я почти что верю Вашим комплиментам.

Александр Крузе. Я в недоумении от того, что Вы сегодня находитесь в рамках музыкальной творческой передачи.

Протоиерей Артемий Владимиров. А почему же в недоумении? Я с детских лет последовательно пытался освоить игру на фортепиано. Затем на скрипке дошёл до концерта Яньшина. Специалисты знают: это непростое в техническом отношении произведение. А потом учился играть на флейте. Так что не будем удивляться.

Александр Крузе. Когда в Вашей жизни появилось поэтическое слово?

Протоиерей Артемий Владимиров. Я могу Вам рассказать, если Вы не будете жалеть о последствиях.

Александр Крузе. Ни в коем случае.

Протоиерей Артемий Владимиров. Когда нам было с братом по четыре года, мы совершили такое преступление: распустили подставочку для цветов из бисера, которой очень дорожила бабушка (это было наследство от её мамы). Бисер растекся, расползся по полу, и бабушка сказала: «В вашей жизни будет первая и, надеюсь, последняя экзекуция. Снимайте колготки, сейчас вы её пройдёте». «А что такое экзекуция?» – спрашивали мы бабушку. «Узнаете». Она принесла ремешок. Она настолько нас любила, что её рука очень мягко ласкала нас по наименее интеллектуальным местам, мы заливались смехом. «Ну что, дети, вы поняли, что вы натворили?» «Поняли». «Что скажете?» «Бабушка, у меня родилось стихотворение», – сказал я. «Что!?»

Александр Крузе. То есть через страдания Вы к этому пришли?

Протоиерей Артемий Владимиров. Через страдания. И вот это стихотворение, я его запомнил. Тёмочка и Митенька – мы были близнецы. Я Вас предупреждал, что текст брутальный.

Митенькина попка
подушечки мягчей,
Тёмочкина попка
тверже кирпичей.

Александр Крузе. Замечательно.

Протоиерей Артемий Владимиров.  Я не знаю, что скажут телезрители, но я рассказал всё как было.

Александр Крузе. От того стихотворения сегодня Вы выросли в большого поэта, в члена Союза писателей. На Ваши стихи пишут песни.

Протоиерей Артемий Владимиров.  Знаете, нас, членов Союза писателей, как нерезаных поросят. И есть известная дистанция от члена Союза писателей к писателю. Вырос ли я в поэта? Если вспомнить, что в античной терминологии поэт – это человек действия, а поэма переводится как слово или действие, то да, мне бы как пастырю хотелось, чтобы слово было делом. Или, как нас учили на филологическом факультете: стихотворение – это событие. Но я не считаю себя поэтом, хотя у меня есть небольшая книжица стихов «Мосты через реку». Река – времени, а мост – это слово, которое было в начале, которое останется в конце. И здесь более пятидесяти посвящений, обращений к русским поэтам, от Пушкина до Евтушенко.

Александр Крузе. Должен признаться, что Ваша поэзия – очень благодатная почва для композиторов.

Протоиерей Артемий Владимиров. Это очень приятно, остановитесь поподробнее.

Александр Крузе. Мне посчастливилось с Вами посотрудничать в качестве соавтора песни, и, действительно, песня льётся, как Вы сказали, как река.

Протоиерей Артемий Владимиров. Разрешите пожать Вашу руку. Я надеюсь, что наше плодотворное сотворчество продлится до ста пятнадцати моих лет. Вам, наверное, будет тогда сто сорок четыре.

Александр Крузе. Благодарю Вас. Всё-таки поэзия, на мой взгляд, – это отражение времени. Вы согласны?

Протоиерей Артемий Владимиров. Поэзия не может не вбирать в себя импульс времени. Каждый поэт принадлежит своей эпохе. Но если он настоящий поэт (я сейчас не о себе, любимом), то в его творениях есть нечто надвременное, то, что приобщает читателя вечности.

Александр Крузе. Соглашусь с Вами. Читаешь Пушкина – у него видишь именно романтику XIX века.

Протоиерей Артемий Владимиров.  Безусловно. И стилистику, и реалии.

Александр Крузе. Читаешь Блока – и какая-то дрожь начала XX.

Протоиерей Артемий Владимиров. Помните, у Блока: «Слушайте, слушайте музыку революции». Другие ритмы…

Александр Крузе. А взять Маяковского – это вообще немного агрессивное, грубоватое, как и то время, в котором он жил.

Протоиерей Артемий Владимиров.  У него есть и лирика в ранних произведениях.

Александр Крузе. Есть, согласен.

Протоиерей Артемий Владимиров.  Мне нравится Маяковский по двум цитатам. Первая – это вообще мое жизненное кредо:

Светить всегда,

светить везде,

...

Вот лозунг мой и солнца!

А вторая цитата в неизданных им рукописях (я нашёл такое): «Я бы к батюшке пошел, пусть меня научат».

Александр Крузе. А Ваша поэзия, мне так кажется, не совсем транслятор времени. Она именно находится, как Вы сказали, над временем?

Протоиерей Артемий Владимиров.  Я, честно говоря, старорежимный человек, и мне вспоминается в связи с нашим разговором дом-музей Алексея Федоровича Лосева, одного из знаменитых на Руси исследователей античности, и в его комнате через всю стену надпись: «Я сослан в XX век».

А мы сосланы в XXI – его рэпом: два топа, три прихлопа. В этом отношении русский литературный язык – великое богатство и сокровище. И, с моей точки зрения, каждый, кто хочет трудиться на поприще слова (возможно, и в сфере музыкального искусства) всё-таки должен опираться на традиции, черпать оттуда – от Михаила Юрьевича Лермонтова, от Федора Ивановича Тютчева, от Ахматовой, от позднего Пастернака – ту краткость и силу слова, которые исключают всякую пошлость, всякие новаторства, уничтожающие и содержание, и форму.

Александр Крузе. Вы сейчас сказали о современной тенденции, о поэзии рэпа. Вы не считаете это поэзией?

Протоиерей Артемий Владимиров.  Я допускаю, что в каждой форме можно найти определённые золотники содержания. Но иногда форма рваная, усечённая, алогичная…

Александр Крузе. А, может быть, это отражение нынешнего времени?

Протоиерей Артемий Владимиров.  ... не оставляет шанса на высоту содержания. Помните, Пушкин говорил: «Прекрасное должно быть величаво». Безусловно, иной соберёт консервные банки, нанижет их на колючую проволоку, приводит их в сотрясение и говорит: «Это отражение действительности». Эта кантата называется «Я у мамы Иванушка-дурачок».

Александр Крузе. А как же рок-музыканты конца восьмидесятых? Бутусов, Цой?

Протоиерей Артемий Владимиров.  Понятие «рок», Вы как композитор и специалист знаете, очень объемное, совсем не такое примитивное, как представляется иногда рассерженным кумушкам, стучащим долотом по батарее, чтобы там, внизу, молодежь свой едкий рок выключила после одиннадцати часов вечера. Есть философские направления, есть определённые лирические тенденции. И я поэтому не склоняюсь к огульному осуждению. Хотя рок – это скала, о которую разбилось немало умов и сердец. Если Вы спросите меня о моих любимых композиторах, то, помимо Вас, я ещё люблю Вольфганга Амадея Моцарта.

Александр Крузе. Большая честь находиться в этом списке.

Протоиерей Артемий Владимиров.  И как священник скажу, что, когда тебе уже не двадцать и не тридцать пять, а когда уже где-то впереди маячит столетний юбилей, то становишься очень восприимчивым к разным проявлениям культуры и благодушным. И, что касается меня, то я стараюсь в каждом произведении искусства найти скрытый алмаз. И в этом отношении мы должны быть открыты, как учит нас Святейший Патриарх, к восприятию молодежи: понять, чем дышит она, и, конечно, дай Бог, поделиться с ней, по пословице: «Чем богаты, тем и рады».

Александр Крузе. Отец Артемий, Вы можете с нами поделиться своим творчеством? Можете нам что-нибудь прочитать?

Протоиерей Артемий Владимиров.  Это очень опасное дело.

Александр Крузе. Но мы слышали Ваше раннее произведение. Хочется послушать, чем сейчас живёте.

Протоиерей Артемий Владимиров. Пишущая братия только дорвётся до собственных смертных творений, и наша передача не уместится в формат тридцати двух минут.

Александр Крузе. Но я думаю, телезрители будут только рады.

Протоиерей Артемий Владимиров. У нас с вами весна, как говорил Федор Иванович Тютчев, стучится во врата, злодейка-зима вступает с ней в противоборство – это, по-моему, молодежный армреслинг, кто перетянет: то снег, то тепло. А все-таки мы чувствуем, что последнее слово останется не за заморозками, и Пасха несет с собой весеннюю благодать.

«И вновь я жду пришествия весны…»

Александр Крузе. А как научить свое сердце так тонко чувствовать окружающий мир?

Протоиерей Артемий Владимиров. Для этого существует несколько рецептов. Первое: не смотреть бессистемно каналы телевизоров. Безопасно можно взирать только на программы телеканала «Союз». Во-вторых, мне кажется, – больше общения с природой. 

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Федор Тютчев.

Вы композитор, хорошо знаете, как Петр Ильич Чайковский ненавидел женскую болтовню о шмотках и о тортиках. И сбегал от них в своём Клинском имении, шёл вокруг пруда. Падали листья, и в его душе начинали звучать симфонии, произведения малого жанра. Уединение, и особенно на лоне природы, – это рецепт, который примут с удовольствием все творческие люди. И, конечно, беречь свою совесть чистой.

Есть такая вечная дилемма – свобода творчества, но это не свобода от добра и зла. Едва лишь только творческий человек декларирует, что он имеет право переступить красную черту и оказаться, как Заратустра, по ту сторону добра и зла, он начинает скользить по наклонной плоскости и выгорает. Его творчество мельчает, блекнет, вянет, жухнет. Вот почему мне кажется, что таинства Церкви, обновляющие душу: Исповедь, Причащение, пасхальная служба, стихи и молитвы – это condition sine qua non, условия, без которых творчество никогда не сможет обогатиться мажорной, светлой, жизнеутверждающей палитрой.

Александр Крузе. Кто был для Вас образцом в детстве? С кого Вы брали пример?

Протоиерей Артемий Владимиров. Думается, что маме я хотел бы сейчас мысленно преподнести букет роз. Потому что мамина улыбка, её светлые глаза всегда меня сопровождали по жизни. И в период исканий, в 18-19 лет, в период отчаяния, тяжёлых сомнений, когда самые мрачные думы наводняли моё сознание, пред мысленным взором вставало мамино лицо, и оно было щитом, мешавшим тёмной силе выбить меня из седла. И, конечно, Россия. И я, с Вашего позволения, прочитаю что-нибудь о Москве.

Москва, к тебе стремлюсь я сердцем и душой

Кажется, что можно о Москве написать после:

Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…
Михаил Лермонтов

или

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Александр Пушкин.

Но и нам, птенцам XXI века, иногда хочется признаться в любви к белокаменной златоглавой.

Александр Крузе. Отец Артемий, Вы сказали, что в девятнадцатилетнем возрасте у Вас были сомнения...

Протоиерей Артемий Владимиров.  Это были даже не сомнения. Это были борения. Дело в том, что современная молодежь, к числу которой принадлежит и мой собеседник, органично, как правило, воспринимала веру. Не было внутренней ломки, кризиса. Душа, как губка, впитывала в себя истины о Божественном откровении.

А мы были отравлены коммунистической идеологией. Не всё было плохое в той эпохе: мы собирали макулатуру, металлолом. Это особая область для поэтов. Но когда вера пробуждалась в душе, ум вступал в противоречие с сердцем. Ум наш был заполонен такими формулами: бытие определяет сознание, труд сделал обезьяну человеком. Какая пошлость! И для того, чтобы принять сердцем истину о том, что я вышел из Божиих рук, как Адам, тело которого слеплено из девственной глины, и Бог вдохнул в меня бессмертную душу, приходилось, как говорили в древнем Риме, через тернии идти к звёздам. И это было тяжело.

Александр Крузе. И как же Вы нашли свой путь? Кем мечтали стать?

Протоиерей Артемий Владимиров.  В детстве я, начитавшись «Дяди Стёпы», мечтал о героической профессии милиционера. Потом некоторое время хотел быть строителем, так как любил конструкторы. Но больше всего любил природу и находился в её лоне, собирал грибы, и в результате хотел быть лесником. Но, закончив филологический факультет, попал в школу. Я нашёл маленькую поэтическую зарисовку о том, что такое для меня урок, что такое дети, и как с этим может сочетаться поэзия.

Батюшка читает стихотворение «Урок».

Я хотел только то сказать, что, обретя призвание педагога, учителя русского языка и литературы (а от педагога до священника один шаг), сегодня я, собственно, и пишу в прозе, иногда в стихах, чтобы поделиться с самыми маленькими и любимыми своими прихожанами.

Александр Крузе. Я хотел о поэзии с Вами как с филологом поговорить. Ведь язык – это непрестанно меняющийся организм...

Протоиерей Артемий Владимиров.  Безусловно.

Александр Крузе. Современное поколение специально использует ненормативную лексику и возводит её в язык новой элиты.

Протоиерей Артемий Владимиров. Я думаю, это справедливо только для тех, кто не успел почему-то произойти от обезьяны. (Шутка).

Александр Крузе. То есть это провокация, которая пройдёт?

Протоиерей Артемий Владимиров. Мы Божии создания, но живём в век одичания. Дело в том, что наша эпоха – это эпоха опущения всех норм и критериев: этического, эстетического. И так бы мы падали вниз с ускорением девять и восемь метров в секунду в квадрате, если бы не Мать Церковь, столп и утверждение истины, то здание, что существует вне времени и пространства. Живыми камнями этого здания мы все являемся.

Русская земля стоит православной духовностью. И за нас – тысячелетняя культура, тот путь, который прошли наши предки. Сегодня каждый из нас должен своей главной задачей поставить (когда речь идёт о слове) – войти в культурное пространство, поднять пласты русской культуры. И не просто, как астероид, пролететь сквозь них. Так дети походят через, сквозь, по Пушкину, Достоевскому. Думаю, педагоги во многом виноваты. Но нужно войти в эту среду, прочитав «Капитанскую дочку» Александра Сергеевича Пушкина, «Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

А. С. Пушкин.

Нужно вложить в собственные уста эти благозвучные строчки, когда мы первый раз признаёмся в любви.

Словом, став русским человеком по культуре и по духу, мы сможем в живом общении с нашими собственными детьми, друзьями делиться, вынимая из сокровищницы своего сердца словесные рубины, алмазы, изумруды не как какую-то рухлядь, музейный экспонат, артефакт, но одушевляя наше слово интенцией правды и любви.

Я сейчас смотрю на виртуальных телевизионных участников нашей беседы. Посмотрите туда в камеру. Какие улыбки! Учительница русского языка и литературы говорит: «Ай да Пушкин! Ай да молодец!» Семилетняя Маша перестала даже сосать леденец-петушок, потому что она заворожена нашей с Вами беседой. А вот ирокез вижу зелёный!

Александр Крузе. Батюшка, благодарю Вас за теплую беседу!

Протоиерей Артемий Владимиров.  Надеюсь, не в последний раз.

Записала Светлана Тодосейчук

Кадр передачи «Канон».
Передача «Канон» 11 мая 2019 г.
декоративная горизонтальная черта




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные