Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Кто это – «домашние» враги?

Проповедь на евангельское чтение «И враги человеку – домашние его» (Мф. 10, 36 – 38). До­маш­ние – это жи­вущие внут­ри нас страс­ти, с которыми нам должно воевать мечом Иисусовой молитвы.

00:17:27
Кто это – «домашние» враги?
Протоиерей Артемий Владимиров

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку – домашние его1.

Слова эти, конечно, имеют приточное значение. И хотя они предсказывают, что носитель духа Христова, пусть на первую пору, часто мог встретить непонимание среди своих домашних (многие из нас это помнят – как домашние становились если не врагами нашими, то, по крайней мере, находились по ту сторону церковных баррикад), но, конечно, в этом чтении есть сокровенное значение, относящееся к тайне человеческих сердец.

Псалтирь называет злыми человеками демонов и страсти, которые воюют на наш дух, просвещённый благодатью. Исповедовать Христа пред человеками значит мужественно противостоять враждебным помыслам, о которых молился царь Давид. «И от чуждых мне, – разумел он не столько оруженосцев Саула, сколько злые помыслы, – от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади2 создание Твое». Исповедовать Иисуса Христа пред человеками значит мужественно держаться исповедания веры, призывать Иисуса Христа как Пётр: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго3. Отречься от Господа пред человеками – значит сдаться этим злым помыслам, вступая с ними в опасное собеседование, омрачиться ими, плениться ими, и, таким образом, оказаться окраденными Божественной благодати. И каждый из нас знает, как это бывает: пленение от образов, помыслов, дурных ощущений, когда мы по малодушию, маловерию, глупости, невниманию,  дурной привычке оставляем Господа Иисуса, Его святое имя, и вступаем в это самое собеседование с помыслами, как Ева собеседовала со змием.

Дальше – больше.

Враги человеку – домашние его. Домашние – это живущие внутри нас страсти – восемь страстей. Они всем известны. Это эгоистические желания, коренящиеся в нашей воле, вожделения, и наконец, это прежде указанные мысли, помыслы. Враги человеку – домашние его. Как Господь говорит: не то, что входит в уста, но что исходит из уст – то сквернит человека. От сердца человека исходят – и перечисляет вот этих домашних врагов: прелюбодеяние, воровство, убийство, хула, безумство гордости, – вот что сквернит человека4.

Не мир Я принёс, но меч. Очевидно, что меч – это слово Божие. Меч, исходящий из уст апокалиптического Судии – это, несомненно, Его Божественное имя. Господь принёс на землю нашего сердца не пленение – ложный мир с этими домашними, но меч разделения. Имея этот меч, то есть вспоминая часто имя Господа Иисуса Христа, ратоборствуя этим мечом, мы вступаем в состояние войны с домашними, которые на самом деле враги, ищущие нашей погибели.

И далее слова, которые смущают до сих пор тех, кто читает Евангелие поверхностно: Я пришёл разделить детей и отца. Дети восстанут на отца, отец на детей. Вспомним, как Господь говорил иудеям: Ваш отец диавол5. Действительно, Священное Писание падших людей (а все мы падшие люди), но чуждых Божественной благодати, называет сынами противления, сынами неприязни. И каждому из нас до́лжно восстать на отца своего – отца с маленькой буквы, от которого мы отреклись в таинстве Крещения. То есть вступить во враждебные отношения с князем тьмы, используя меч молитвы, меч Иисуса Христа, Которому мы присягнули в таинстве Крещения, а кто-то и в монашеском постриге.

Пришёл Я разделить дщерь и матерь. Дщерью может быть названа человеческая душа. Древнее русское присловье говорит, что всем нам матерь – сладострастие. Действительно, после падения Адама и Евы мы появляемся на свет Божий не без участия плотской похоти. И хотя Господь освящает брак – ложе христианских супругов чисто и непорочно, тем не менее каждый из нас призван в глубинах сердца бороться с этой матерью, то есть с похотениями, которые восстают на душу в образах, помыслах, ощущениях. И от этого никто уйти не может, от этой борьбы: ни иночествующие, ни супруги. Всем нам заповедано сердечное целомудрие.

Или вспомним слова апостола Павла: матерь всех зол – сребролюбие6. Господь пришёл разделить дщерь и матерь. Наша душа как дщерь, как мудрая дева, должна восстать на матерь – сребролюбие, то есть привязанность к этому миру, пленение от мира, во зле лежащего. Пленение в отношении вещества, всего вещественного, к чему мы прилепляемся в ущерб нашей любви к Богу. И Евангелие прямо говорит: не можете служить Богу и маммоне; не можете служить двум господам7.

Таким образом, война дщери против матери – это большой-большой труд, который заключается в отсечении привязанностей, если речь идёт о нездоровых привязанностях к людям, и в отсечении пристрастий, если речь идёт о нездоровой прилепленности к вещам этого мира.

Наконец, сказано: невестку на свекровь свою Я вооружу вот этим мечом молитвы. Безусловно, священники всегда недоумевают, когда на исповеди разбирают семейные дела и узнают об этом греховном противостоянии родственников своей крови: свекрови, матери мужа, и невестки. Но вот действительно против Христа и против воли Его свекрови и невестки по большей части, в силу своего отдаления от Христа, заповедавшего нам мир между собою, друг с другом воюют.

Однако если духовно рассуждать, невестка – это душа, которая не должна ведать, знать ничего плохого, а свекровь, с которой нужно воевать – это, очевидно, своя кровь, то есть вся совокупность страстей, которые живут в душе. Душа отождествляется в Священном Писании с кровью. Как Господь говорит: кто хочет сберечь душу, жизнь свою в мире сем, потеряет её, а кто погубит свою душу, жизнь, ради Христа и Евангелия, обретёт её. Вот борьба со свекровью – это борьба с восемью страстями, которые неким образом сокрываются в нашей душе. Гордостью и тщеславием, сребролюбием и гневом, чревоугодием  и плотской нечистотой, унынием и печалью.

Итак, по Евангелию, до́лжно нам вступить во враждебные отношения с домашними, то есть со грехом, который кроется в нас; отвергнуться себя, то есть отвергнуть грех чрез покаяние и исполнение заповедей и следовать за Христом, обороняясь мечом, Богом данным, принесённым с неба, то есть именем Господа и Спасителя Иисуса Христа.

 


1 Мф. 10, 32 – 36.
2 Пс. 18, 13.
3 Мф. 16, 16.
4 См.: Мф. 15, 11 – 21.
5 Ин. 8, 44.
6 Ср.: 1Тим. 6, 10.
7 Мф. 6, 24.
Икона святой Марины, побивающей беса.
Святая Марина, побивающая беса
декоративная горизонтальная черта