Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.
Наши умы и сердца, братья и сестры, в этот день и во всю сырную седмицу, в преддверии Прощеного воскресенья, должны переселиться от всего видимого и суетного за грань земного бытия, на Суд Господень, как внушает нам один из церковных канонов, часто нами читаемых: «Зрю престол и на престоле Судию. Се книги совестные разгибаются, без оглагольников – без посторонних свидетелей, – обличаюся».
Действительно, единственное, о чём мы можем сказать с полной и несумненной уверенностью из событий грядущего будущего – это то, что мы непременно единожды умрём и все явимся на Суд Господень. Всё остальное покрыто мраком неизвестности, даже то, что будет с нами сегодня вечером. А если это единственное событие, которое непременно войдёт в нашу жизнь, а мы станем его участниками, значит, о Страшном Суде нужно больше думать, к нему должно основательно готовиться. Во всяком случае, в свете Божественного откровения о нашем последнем предстоянии пред лицем Судии должны мы рассматривать каждый поступок, а может быть, и слово, а может быть, и мысль, рождающуюся в глубинах нашего сердца.
И каждый, от малыша до старца, должен всегда содержать в памяти эти шесть дел евангельского милосердия, которые ежедневно мы должны в великом или совсем малом объеме, но исполнять: голодного и жаждущего насытить, нагого одеть, странника ввести в дом, посетить томящегося в темнице или находящегося в больнице. Эти шесть дел евангельского милосердия обнимают собою все многообразие благих и добрых дел, которые наша совесть побуждает исполнять, находить и осуществлять из любви к человеку и во славу Господа Бога.
И слушая притчу Спасителя, невольно удивляешься: но кто же из учеников Христовых может так постоянно и упорно отвергать протянутую к ним Божию десницу? «Вот, вы никого не накормили, не напоили, не утешили, не сотворили благо, не посочувствовали находящимся в темнице, в больнице. То, что не сделали единому из братий Моих меньших, не сделали Мне. И как пустоцвет, как сухостой, как иссохшие ветви, не принесшие никакого благодатного плода, будете отсечены и ввергнуты в огонь вечный, не вам, впрочем, приготовленный, а жестокому немилосердному диаволу и всем падшим духам».
Как это может случиться, что человек оказывается и слеп, и нем, и глух ко всякому внушению совести, которое побуждает нас жалеть и миловать, и прощать, и молиться, и содействовать, и словом, и делом даровать благо ближним? Всё, наверное, зависит от Того, Кто живёт в нашем сердце, в нашей душе.
Мы вот сейчас будем причащаться Святых Христовых Таин. С каким намерением? С упованием и надеждой, что Воскресший Христос будет таинственно сопребывать с нами. Царь царствующих и Господь господствующих воссядет на престоле нашего сердца. Мы станем, если захотим, орудиями и инструментами Его спасительной воли. Бог будет и жить, и действовать, и говорить чрез нас, если мы совершенно умалимся в Его очах, сознаем себя как ничтожество и всецело вверим Ему умы и сердца свои. И у кого Христос за пазухой, по русскому выражению, кто является сосудом Божий благодати, тот увидит, как Господь станет действовать и проявлять Себя в нашей жизни.
Он согреет наше сердце сочувствием, любовью, милосердием к людям, даст нам необыкновенную наблюдательность и чуткость, а главное, воодушевит нас силой и верою в то, что всякое малое дело, даже тайное сочувствие, тайная молитва, очень нужны окружающим нас людям. И тот, кто имеет Господа в своем сердце, будет чувствовать непрестанную внутреннюю потребность распространять и умножать в этом мире добро и любовь.
А случаев к этому представляется более чем достаточно. Потому что, покуда мы окружены людьми, покуда наши ближние имеют до нас какую-то просьбу и нужду, каждый раз в сердце будет загораться лампочка: вот случай, необходимый для исполнения заповеди пригоутовления к Страшному Суду, вот Христос стучится в створки моего сердца, вот Сам Господь сокрывается за человеком, который подошёл ко мне.
И тот, кто не останется глух, и нем, и бесчувственен к этим призывам Божественной благодати, уподобится тому, о ком сказано в Псалтири: «Весь день милует и взаим (взаймы) дает праведный». И благое слово, и добрый взгляд, и внимание к человеку, который хочет попечалиться нам о чём-то, и стремление в малый ущерб себе помочь человеку, самоограничиться, зато раскрыть свое сердце тому, кто ищет нашей помощи – всё это будет присутствием Божиим в нашей жизни. И, как следует из притчи, не раз и не два, и не тридцать два раза должен ты явить милосердие ближнему, но постоянно жить в этой атмосфере, думая не столько о себе, сколько о других, как апостол Павел нас убеждает: каждый да заботится не о своем интересе, а о том, что составляет потребность брата своего.
Для этого-то мы и причащаемся Святых Христовых Таин, чтобы наше сердце очистилось от себялюбия, эгоизма, мнительности, обидчивости, излишней заботы о себе, любимом, и приобрело потребность, и способность, и навык раскрыться навстречу ближним и в постоянной заботе о благе и счастье людей обрести собственные призвание, вдохновение и самое блаженство.
Потому что блаженнее отдавать, чем приобретать. И чем больше мы раскроем себя для ближних, тем явственнее Воскресший Христос Свое присутствие обнаружит в глубинах нашей души. Аминь.