Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Кто не со Мною, тот против Меня»

Это слово относится к неверующим, к сынам противления. Но оно относится и ко всем забывчивым, непамятливым о благодеяниях Божиих, позволяющим диаволу похищать из сердца благодатное семя слова Божия.

00:15:35
«Кто не со Мною, тот против Меня»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с днём святых апостолов, принадлежавших числу семидесяти ближайших учеников Иисуса Христа: Стахия, Урвана, Амплия и иных. Эти люди действительно явились цветом всего человечества. Возрожденные благодатью Святого Духа, они явственным образом носили в себе Божество. Воскресший Христос в них жил, чрез них говорил и действовал, что запечатлено евангелистом Лукой в Книге Апостольских Деяний. Большинство из них, если не все, завершили земную жизнь, мученической кончиной прославив Господа. И знаком качества их жизни была и остается жертвенная любовь, украшение учения Христова, верный знак и подлинный критерий того, что мы движемся спасительным путем: где любовь и милосердие – там Бог, там Церковь, там благодать Святой Троицы.

Чествуем ныне преподобных Спиридона и Никодима, Киево-Печерских просфорников, скромнейших, молчаливых послушников преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Никодима и Спиридона, которые не мечтали о степенях известных, не боялись никаких послушаний, всегда стояли у жаркой печи, с молитвою свершали свой труд и незаметно для самих себя возрастали в благодати Святого Духа. О чём сказано в Псалтири: Близ Господь сокрушенных сердцем1, волю боящихся Его сотворит2. Уже в их земной жизни было явлено присутствие Воскресшего Спасителя, о чем выразительно повествует Киево-Печерский патерик: мантия одного из этих просфорников не сгорала при пожаре. А и поныне, в XXI столетии, веке новых технологий, пекутся просфоры для самого важного дела в мире – Божественной Евхаристии. Для этого и вращается вокруг Солнца земной шар, для этого восходят от земли злаки и спеет виноградная лоза.

Краткое евангельское чтение тем, кто внимательно его слушал, не могло не запомниться:

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает1.

Эти слова говорят о многом. Ведь Бог доныне делает. Доныне Он печётся и заботится, как Отец, о сотворенном Им мире, о всех Своих неодушевленных и одушевленных созданиях. Особенно печётся о благе человека, ради спасения которого Сам стал безгрешным человеком, усвоив Себе вину Адама, его потомков, искупив наш род крестными муками, смертью и воскресением. Бог и доныне делает. Его Божественные энергии присутствия в этом мире незримо для многих воздействуют на человеческие сердца, очищая души усердных рабов Божиих от страстей, отгоняя от них, рабов Божиих, тёмную силу, взращивая Тело Церкви, готовя его к суду Божьему.

Кто не со Мною, тот против Меня. Это относится к неверным, неверующим, то есть сынам противления. Это относится и ко всем забывчивым, непамятливым о благодеяниях Божиих, рассеянным, излишне любопытным, суетливым, позволяющим диаволу похищать из сердца благодатное семя слова Божия. Мы не со Христом тогда, когда забываем о Нём, не думаем о Нём, не молимся Ему, предпочитая собеседованию с Творцом наши помыслы, домыслы, горькие чувства и всё то, что составляет земную суету. Такой человек незаметно становится разрушителем, а не созидателем.

Созидает Бог. Созидает раб Божий свою душу, когда, чувствуя полноту зависимости от Христа, устремлён к Нему умом и сердцем, душой и телом, когда кается пред Христом, просит Его, молит Его, благодарит Его, содержит имя Спасителя как святыню в сердце своём – таковый со Христом, за Него, таковый собирает, в Бога богатеет. Едва лишь мы отлучаемся мыслью от Господа, то, предоставленные самим себе, незаметно окрадываем душу, погружаясь в богопротивные, ненужные помыслы и чувства, переходим, что страшно, на сторону врага рода человеческого, нанося ущерб собственной душе.

И кто не собирает со Мною, тот расточает. Всякий терпит ущерб и бывает вредоносным для ближних, едва лишь только он поворачивается спиной ко Спасителю, Который простирает к нам Свои объятия со Креста. А что дальше? Нечистый дух, изгнанный благодатью Спасителя из нашего сердца в таинстве Крещения, поверженный долу нашим покаянием, страшащийся наших молитв, обходящий стороной усердных причастников, нечистый дух скитается в местах безводных и не обретает покоя. Слова эти тоже заслуживают осмысления: какой такой покой может быть у демонов? Наш покой иной:

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим4.

Пребудете в любви Моей5.

Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас6.

Имейте в себе соль, и мир имейте между собою7.

Наш покой – это Воскресший Христос и Его благодать.

А у демонов какой «покой»? У демонов, которые трепещут от мысли о грядущем осуждении на Страшном суде и водворении их в геенне огненной? Какой покой у этих духов, непрестанно трясущихся от ужаса, отчаяния, озлобления и страха? Их «покой» заключается в том, чтобы мучить и вредить созданию Божию, и преимущественно человеку. Демоны, скитающиеся в пустых горах и местах безводных, норовят вновь забраться в человеческие сердца, освобождённые от сатанинской власти Христовой благодатью.

И если эта храмина, келья души, выметенная, очищенная силою Святого Духа, окажется праздной, то есть человек, христианин отвлечёт свою мысль от Господа, прилепится вниманием к земле и земному, незаметно для себя будет опутан страстями гордости, злобы, похоти, жди беды: мучающийся без дела падший дух, пригласив своих семь товарищей, более свирепых бесов, войдёт в незанятую богомыслием, покаянием, молитвою праздную душу, соделав юродивую деву сосудом своих страстей. И бывает человеку последний жребий худший, нежели его состояние до принятия таинства Крещения.

Все мы, безусловно, находимся в опасности вновь стать одержимыми, если только не внимаем Писанию, если оставляем нашу первую любовь ко Господу; если теряем сочувствие к ближним; если утверждаемся в гордости и таким образом добровольно переходим в стан врага; если теряем спасительный елей в сосудах нашей души – благодать Святого Духа, требующую нашего всегдашнего нерассеянного внимания, нашей всегдашней молитвы ко Христу – детской и исполненной веры.

Итак, слово Божие призывает нас, как мудрых дев, всегда устремлять взор к Жениху нашей души. И днём, и в иные часы бодрствовать, вместе со Христом собирать, а не расточать. И, таким образом, быть хранимыми от немощных дерзостей и козней лукавого духа, посрамлять его нашей верой, надеждой и любовью ко Христу и всегда предоставлять Господу место в нашем сердце. А Он, конечно же, заступит, защитит нас, даруя нам возможность прославить Его всесвятое имя, спрославляемое со Отцем и Святым Духом.


1 Пс. 33, 19.
2 Пс. 144, 19.
3 Лк. 11, 23.
4 Мф. 11, 29.
5 Ин. 11, 23.
6 Ин. 14, 20.
7 Мк. 9, 50.
Икона Господа Иисуса Христа.
Господь Иисус Христос
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
послания святых апостолов
Ветхий Завет

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные