Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Церковь и культура

Если обратиться к первым векам после Крещения Руси, то можно вспомнить, что Церковь была единственным накопителем культуры: все летописи хранились в монастырях, вся книжная культура была церковной. Да и вся культура общества так или иначе вырастала из церковного сознания. В 20-м веке произошло радикальное отделение светской культуры от церковной. Современный человек (особенно молодой), приходя в Церковь, сталкивается прежде всего с культурным барьером: церковнославянский язык богослужения, непривычная внешность священнослужителя, непонятное чтение и пение, сложное искусство иконы... Необходимо ли искусство перевода с языка древней церковной архаики на современный язык? Как его осуществить? Как человек эпохи соцсетей может осмысленно войти в мир церковной культуры? Может ли церковная культура измениться под нового человека? Эти темы обсуждают на новой встрече проекта «Говорим» прот. Артемий Владимиров и Сергей Комаров.

01:44:44
Церковь и культура
Протоиерей Артемий Владимиров

Вопросы, прозвучавшие в беседе:

Вопрос от ведущего Сергея Комарова. Здравствуйте, друзья! Рад вас приветствовать на проекте просветительского центра Сретенского монастыря «Говорим». Сегодняшняя наша тема — «Церковь и культура». Ещё несколько веков назад это были понятия неразделимые. Культура органично вырастала из Церкви и, по сути, вся культура была так или иначе церковной. Но, наверное, века два назад начался процесс секуляризации культуры, а в XX веке светская культура радикально отделилась от церковной.

И сегодня мы имеем такой феномен, что современный человек, приходя в Церковь, сталкивается с совершенно другой культурой, то есть он слышит какое-то непривычное пение, видит священнослужителей в очень странной для него одежде, видит какие-то не менее странные изображения, и некоторые даже говорят, что это бывает причиной неуспеха человека в Церкви. Он даже может, ничего не поняв, из Церкви уйти. Стоит ли Церкви что-либо с этим делать? Как-то приближаться к современному человеку, переводить древнюю архаичную церковную культуру на современный язык, меняться под современного человека? Об этом всем мы поговорим сегодня с известным проповедником, миссионером, писателем, протоиереем Артемием Владимировым. Отче, как Вы считаете, проблема, которую я обозначил, существует? (00:00:21).

Вопрос от ведущего Сергея Комарова. Отче, а у Вас нет проблемы в общении с молодежью? Вот допустим, приходит молодой человек и ему хочется поговорить о той музыке, которую он слушает, о тех компьютерных играх, в которые он играет, о TikTok, о Инстаграм, ещё о чем-то. Вам не тяжело с ними общаться? (00:21:39).

Вопрос от ведущего Сергея Комарова. Наш народ, некогда монолитно православный, сегодня в большом проценте неверующий. И те люди, которые обретают веру в Бога, они чаще уходят в протестантизм, ведь у нас огромное количество протестантов. И в беседах с ними часто оказывается, что они делали попытки прийти в храм и сталкивались с трудностью перевода, с обрядовой трудностью... Им было непонятно, и они уходили к протестантам, потому что там как раз понятно, там всё проще. И они упрекают нас в том, что христианство изначально было простым, просто всё служилось, не было вот этого «византивизма», это всё появилось потом. И они спрашивают: «Зачем это всё нужно, если это затрудняет приход человека в Церковь?» Что Вы на это скажете, отче? (00:26:49).

Вопрос от ведущего Сергея Комарова. Православие — это всегда была книжная культура, религия логоса, религия слова, религия проповеди. И сегодня эта связь с книгой теряется. То есть мы перестаём читать, нас развращают соцсети, мы читаем постоянно какие-то короткие посты... и атомизируется сознание — мы не можем читать большие книги. Ладно ещё люди советской эпохи — они как-то привыкли, по инерции могут читать, а вот современному поколению тяжело, потому что оно воспитано в другой культуре. А Православие требует от человека постоянного чтения — чтения Священного Писания, святых отцов — это вообще трудные тексты. Что делать? Как вернуть человека к серьезному чтению больших книг? Возможно ли это в принципе? (00:38:38).

Вопрос из зала. Добрый вечер! У меня в продолжение темы про молодежь, баптистов и пять секунд общения с человеком такой вопрос. Мир сейчас такой (может быть, он и всегда таким был), что люди обычные, не высокодуховные, они трудятся где-то на работе допоздна, кто-то, может быть, подвержен алкогольной или наркотической зависимости, — у них, может быть, небольшой шанс прийти в Церковь. И не важнее ли в ту секунду, когда Вы с зашедшим общаетесь, не о каких-то высоких материях говорить, но хотя бы об элементарных вещах человеку напомнить: «Так возлюбил Бог мир...» и «Покайтесь, ибо будет Бог судить мир»? (00:58:24).

Вопрос из зала. Батюшка, я считаю, что наша страна состоится положительно, когда мы возвратимся к традиционной многодетной семье-общине. И тогда никакое государство нам не сможет помешать…(01:09:08).

/о. Артемий рассказывает о подобной семье отца Валентина Колосова из Шуйской епархии/.

Вопрос из зала. В экстремальных условиях, увы, наши ребята используют нецензурную лексику. Как им помочь, как им донести, как объяснить, что даже если мы наденем на них крестики, научим, как читать молитву «Живый в помощи», при этом если они будут ругаться матом, то всё это бесполезно. Меня это чрезвычайно волнует, потому что те, кто сейчас здесь, на них можно воздействовать, их можно воцерковить. И у меня вот душа болит за них... (01:19:08).

Вопрос из зала. Как сделать так, чтобы в православии были общины, и в них была такая любовь, которая действительно «душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13)? (01:30:22).

Вопрос из зала. Мне сегодня прислали совершенно чудовищные фотографии Александринского театра, который приехал в Москву и привёз какой-то мерзейший спектакль... Что Вы, батюшка, думаете в отношении Министерства культуры, которое финансирует такие спектакли, которые 85% — 18+ (мы специально посчитали)?

Проект «Говорим». Культура Церкви и эпоха TikTok. Протоиерей Артемий Владимиров и Сергей Комаров.
Протоиерей Артемий Владимиров и Сергей Комаров, 11.04.2022 г.
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные