Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Личное торжество православия

Причащение Святых Христовых Таин – это самое великое событие нашей жизни, к которому не до́лжно привыкать, но которое до́лжно вновь и вновь воспоминать, ощущая, что наша жизнь изменилась присутствием в нас Воскресшего Спасителя, – и это есть наше личное торжество православия, не как некое историческое событие, но как сама жизнь с Господом, которая открываем нам врата вечности.

00:09:01
Личное торжество православия
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём Торжества Православия!

В раннем Средневековье Святая Церковь на VII Вселенском соборе низложила древние ереси, в том числе и иконоборчество. Она засвидетельствовала, что Бог истинно воплотился, восприяв безгрешную человеческую природу, которую мы и изображаем на святых иконах. Об этом говорит и Евангелие, повествуя, как апостолы ели и пили вместе с Воскресшим Христом и осязали руками Пречистую Плоть Единородного Сына Божьего.. 

Чествуем сегодня и святого Крестителя Господня, нетленная глава которого как некая драгоценность и жемчужина была хранима в Церкви. Несколько раз она была сокрываема от еретиков и вновь обретаема по откровению свыше. Сегодня мы чествуем первое и второе обретения главы Иоанна Крестителя.

Сейчас мы ожидаем выноса Святой Чаши, с тем чтобы со страхом, благоговением, трепетом и любовью приобщиться Святых Даров, вкусить плодов Древа жизни, насаждённого благостью Божией посреди рая. Для нас с вами таким раем, садом Эдемским, является Мать Церковь, а плодами Древа жизни – самые Пречистые Тело и Кровь Спасителя. И всякий раз, когда мы пересматриваем нашу жизнь, сокрушаемся в своей неисправности, просим у Господа сил и решимости восполнить недостающее; когда, отринув дурные помыслы и страсти, обещаемся Господу по Причащении препровождать наши дни в трезвении, в смирении, во внутренней молитве, в благодарении Христу, то всякий раз мы ожидаем от Него, хотя и недостойны того, Его Царской милости.

Действительно, тот, кто верует во Христа, имеющего власть прощать грехи человеческие, по опыту знает, что в таинстве Причащения Бог изменяет самое сознание христианина. Совесть, освещённая лучом Святого Духа, вновь начинает различать добро и зло, душа как нечистоту, как нечто чуждое ей, мучащее её, воспринимает грех, который ещё вчера, может быть, стучался в ворота сердца. Сердце обретает внутреннюю цельность и, преодолевая раздвоенность, желает идти дорогой веры и верности Христу. Мы ощущаем, по милости Божией, вместе с прощением необыкновенную лёгкость, полноту, радость бытия, потому что Сам Господь, Царь Неба и земли, воцаряется в нашем естестве. Человек – существо, которое без Бога существовать не может, но с Ним обретает гармонию ума и сердца, души и тела, осознаёт своё истинное предназначение – быть обителью Божества, видит нравственный смысл своей жизни в том, чтобы сохранять и умножать Божественную благодать чрез исполнение заповедей Божиих.

Причастник готов провозгласить (хотя бы в тайне своего сердца), что жизнь – это блаженство, источником которого является Сам Господь, таинственно с ним в Причащении соединяющийся, освящающий его и Своим человечеством, Телом и Кровью, духом и душою, и Божеством. Вот над таким причастником сбываются слова, которые мы слышали сегодня при чтении Священного Писания: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51). Действительно, если в нас Бог, Который, как говорит святой Иоанн Богослов, больше, нежели этот мир со всеми его искушениями, то причастник становится предметом особенного попечения, охранения, внимания, служения со стороны небожителей, которые со страхом и изумлением видят в нас, внутри нас, своего Владыку, Воскресшего Христа.

Будем внимательны к этому евангельскому слову, потому что и нам подобает Господу Богу отдавать начатки смирения, то есть скромного о себе суждения, благодарения. Самый смысл земной жизни в том, чтобы воссылать Господу Богу хвалу и за скорбь, и за радость, по выражению русского духовного стиха. Надлежит угождать Господу проявлением человеколюбия и милости, внимательно наблюдая за собой, чтобы ни к кому не относиться с презрением, осуждением. Но напротив, силою Духа Святого, Который нам даётся в таинстве Причащения, видеть в каждом человеке сияние образа Божия, видеть того же Господа, Который пребывает с нами и в нас.

А Господь, конечно же, по Своей щедродательности не поскупится и ниспошлёт с небес «всяк дар совершен... сходяй от Отца Светов» (Иак. 1, 17): и крепость духовную, и телесное здравие, и восполнит всё нам недостающее, примет все наши чаяния, прошения, добрые желания, а главное, укрепит ум, сердце и волю, с тем чтобы мы с радостью исполняли Его непреложный закон правды и любви.

Таким образом, причащение Святых Христовых Таин – это не просто праздник, это самое великое событие нашей жизни, к которому не до́лжно привыкать, но которое до́лжно вновь и вновь воспоминать, ощущая, что наша жизнь изменилась присутствием в нас Воскресшего Спасителя, – и это есть наше личное торжество православия, не как некое историческое событие, но как сама жизнь с Господом, которая открываем нам врата вечности.

Торжество Православия
Торжество Православия
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные