Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Бремя и иго Христовы

Иго Спасителя – это наше сердечное призывание Его на всяком месте и во всякое время, а бремя Спасителя – это христианская одушевлённая любовь, это готовность и желание всем послужить, позабыв о себе.

00:23:16
Бремя и иго Христовы
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с принятием Святых Животворящих Таин Христовых и днём Положения ризы Пресвятой Девы Марии, бережно хранимой Церковью, начиная с первых веков христианства и доныне. И в течение многих столетий от этой святыни по молитвам Царицы Небесной была явлена неодолимая сила Божественной благодати в одолении врагов государства ромеев (восточной части Римской империи – Византии).

И во многих молитвах к Богородице упоминается риза, в частности, в молитве пред Страстной иконой: «Ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша». Соответственно, речь идёт не только о частицах святого покрова Богородицы, сохраняемых в разных церквах, но о самой благодати, Божьей благости Святой Троицы, которую первая, вперёд Серафимов и Херувимов, принимает Пречистая Дева Мария и, будучи Царицей неба и земли, направляет лучи Божественной благодати в сердца верных.

Вот почему так важно ежедневно во внимательных сердечных молитвах обращаться к Божией Матери. Она воистину может всё, и то, что человекам невозможно, Ей возможно, Богу содействующу. Наш народ свидетельствует, что почитающий Царицу Небесную и молящийся Ей благоговейно никогда не станет жертвой лукавого духа, но всегда, Божьей благостью водимый, ходатайством Царицы Небесной обретёт вечный и спасительный союз с Господом Иисусом Христом.

Сегодня мы слышали и слова Самого Спасителя: «... Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и емуже аще волит Сын открыти (и кому Сын хочет открыть)»1. Через веру в Сына Божия и послушание Ему мы имеем доступ ко Отцу и Духу Святому. И Спаситель есть Дверь, постучав в которую с трепетом и покаянием, мы Им, Господом, вводимся во общение со Отцем, становимся причастниками Божественной благодати.

Что для этого нужно? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные ... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»2.

Научитесь от Меня все, кто ко Мне приходит из труждающихся,то есть употребляющих усилие, из обременённых сознанием своей греховности, немощи. Вот, после веры и покаяния – главные условия, выполнив которые, мы будем введены Иисусом Христом в общение с Отцом, то есть улучим вечную жизнь и самое спасение.

Научитесь от Меня – то есть от Меня приимите, заимствуйте кротость сердца и смирение ума. Отсюда выходит, что злейшие враги человеческой души – это гордость, самонадеянность и тщеславие ума и гневливость, раздражительность, необузданность сердца. Тот, кто хочет, чтобы в его душе почивали Отец и Сын, и Дух Святой, тот должен смириться умом пред Богом, почитать себя за ничто, ибо Он, Бог, есть наше всё. А в отношении ближних, перед которыми нельзя превозноситься и которых нельзя осуждать, мы должны быть кроткими, как овечки, то есть спокойными, доброжелательными, терпеливыми, благожелательными, милостивыми, чтобы в нас не было ни тени раздражительности, гневливости, недовольства, обидчивости и всего, что несовместимо со Христом и Его благодатью.

Научитесь от Меня – только Христос, совершенно смиривший Себя пред Отцем как человек, только Христос, в сердце Которого царствует кротость и милость, может поделиться с нами  этими качествами через нашу веру, молитву и Причащение Святых Христовых Таин, которые, собственно, и изменяют наш ум и душу, вдыхают в нас Христовы смирение, кротость и любовь.

Итак, к ученикам обращаясь, Спаситель добавляет: «... И обрящете покой душам вашим»2. Покой – это единение человека с Богом. Благодатный покой – это причастие общения с благостью Божией, это заполнение сердца благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Этот покой, мир, блаженство, спасение даёт только Христос тем, кто верует в Него как в Сына Божьего и чрез Него приходит ко Отцу силой Святого Духа. Но для того, чтобы этот покой, то есть наше общение с Богом, пребывание в нас Божественной благодати были всегдашним нашим состоянием, необходимо, как мы слышим, взять на себя иго, усвоить себе бремя Христово.

«Иго бо мое благо, и бремя мое легко есть»3. Игом в сельском хозяйстве называется хомут, которым облекают тягловое животное. Христианин уподобляется такому волу молотящему4, а иго, которое сверху надевают на это животное, есть нечто, что не позволяет ему смотреть по сторонам, но посредством ига животное понукают, и оно идёт вперёд.

Что названо игом? В широком значении это заповеди Божие, все – вера в Бога и любовь к ближнему. В более узком значении иго есть нечто, что обуздывает беспокойный, суетный и почти неукротимый – неукротимый никакой земной силой ум человека, внимание человека.

Присмотримся к себе и увидим наше несчастье в том, что мы необузданы и наше внимание скачет направо и налево, как необъезженная лошадь. Отсюда рождается своеволие, совершенно не прошибаемое – что хочу, то и ворочу. Может быть, игом названо внимание, которое соединено с Господом Иисусом Христом в молитве, в призывании Его святого имени. Говорят, что человеческий ум может обуздать только Христос – Он единственный наездник, Которому по силам связать эту душевную энергию ума, но, конечно, не без желания и произволения самого человека. Вот почему научиться у Христа смирению ума может только человек, который совершенно сознательно поставит перед собой задачу не позволять уму блуждать, бродить, мечтать, залезать туда, куда его никто не зовёт.

Для того чтобы ум прекратил скитаться, как Вечный жид, в реальном и виртуальном мире, есть только одно лекарство – это имя нашего Спасителя. Можно предположить, что благое иго Христово – это сочетание ума с именем Христовым, так чтобы человек добровольно надел на себя этот хомут (поначалу он кажется неудобным) и эти шоры, препятствующие животному смотреть по сторонам.

И тот, кто понимает, о чём мы говорим, действительно старается надолго не расставаться с именем Христовым, но в нём он находит покой и спасение, очищение ума и чувств, и всей нашей природы. И тот правильно молится в храме, кто стоит тихонько, ничего окружающего не замечает и со вниманием призывает: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». И, выйдя из храма, продолжает благодарить Господа, просить Его, каяться, зная, что через это делание он, христианин, обретает смирение и покой в Боге.

Иго Мое благо – для усердных и целеустремлённых молитва становится проводником ко спасению.

И бремя Мое легко есть. Что такое за бремя, которое Христос на нас накладывает? Бремя – это значит некий груз. Как на животных, на осликах на востоке перевозят тюки какие-то, грузы, так и нас Христос нагружает – не всех, а тех, кто хочет быть Ему покорным, хочет обрести доступ ко Отцу, хочет обрести покой, мир Христов.

Что такое за бремя, которое мы обязательно должны на своей шее, на своих плечах ощущать? Если поискать в Священном Писании, можно найти ответ и на этот вопрос: «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов»5.

Мало в себе хранить имя Господа, мало надеть на себя это иго: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня». Необходимо ещё и бремя возложить на ослика – на самих себя. Бремя – это Христово милосердие. Если в тебе сочетаются, как иному кажется, молитвенная устремлённость к Богу, и при этом осуждение, недоброжелательство, обиды, немирствие, конфликтность, неприятие, отторжение, отчуждение, нелюбовь являются твоим образом мыслей и жизни, если ты хочешь быть один: «Господи, Ты и я, и больше никого» – это неправильный образ молитвы. Потому что Христос – это глава Церкви, Христос дарует нам молитву не «Отче мой», а «Отче наш», мы молимся от имени всех Небесному Отцу, мы являемся, если только этого желаем, членами Тела Христова.

Христос неотделим от Его Церкви, от всех крёщеных людей, которые нас окружают, поэтому тот, кто думает, что он знает Христа, но при этом от людей нос воротит, такой человек фантазирует и что-то придумывает из несуществующего. Но тот, кто действительно предстоит Богу, он смотрит на людей и про себя говорит: «Это, Господи, Ты! Это Твое Тело, это члены Тела Твоего, как и я – член Тела Твоего, это мои братья и сестры, это ветви той Лозы, которая есть Ты, и я среди этих ветвей – веточка, и мы все вместе – это Ты.

Бремя Христово – это христианское знание, понимание, убежденность, вИдение, что все мы вместе – это Христос. Бремя Христово – это искусство и умение каждого человека воспринимать как посланца Бога, как живой, одушевленный образ Христа. И кто этому не научится, на Страшном Суде услышит: «Я просил и алкал, Я болел, Я был заключен, Я стучал в ваш дом, и вы Меня не приняли, не напоили, не сделали Мне никакого добра»6. И напротив, если в каждом человеке Христос, то каждому мы призваны служить по мере наших сил и возможности, как послужили бы Христу, явись Он пред нашими очами.

Таким образом, иго Спасителя – это наше сердечное призывание Его на всяком месте и во всякое время, а бремя нашего Спасителя – это христианская одушевленная любовь, это готовность и желание всем послужить, позабыв о себе. Не так, как говорит поэт: «И не забудь про меня»7, а послужить ближним во имя Господа Иисуса Христа.

Тем, кто возьмут это в толк и всё это будут осуществлять в своей жизни, таким Спаситель тотчас откроет тайну Отца, тотчас отведёт такого человека на мирную пажить, даст ему совершенно необыкновенный дотоле неведомый покой, умиротворение, сделает его не просто счастливым, а блаженным, потому что, если Бог осеняет нас благодатью, если мы поселяемся в Нём, если обретаем в Нём некую обитель для ума и сердца, для души и тела, – чего ж ещё пожелать в этой земной жизни, которая становится преддверием рая? Молитвами Богородицы, Господи, помилуй нас. Аминь.


1 Мф. 11, 27.
2 Мф. 11, 28 – 29.
3 Мф. 11, 30.
4 См.: 1Кор. 9, 9.
5 Гал. 6, 2.
6 См.: Мф. 25, 42 – 43.
7 Из стихотворения Булата Окуджавы «Молитва».
Мозаика: Господь Вседержитель.
Господь Вседержитель, мозаика
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные